Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки
Часть 18. Эрмитаж – 2 этаж, Петровский зал и военная галерея героев 1812 года

Эрмитаж – это не просто музей, это ещё и «живая история». Вот например, в этой комнате в ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 года красногвардейцы, солдады и матросы, взявшие штурмом Зимний дворец, арестовали контрреволюционное буржуазное временное правительство.
Во были времена! Но не дай Бог жить в период революции и гражданской войны, когда брат идёт на брата…
Часы с золотым китайцем на чёрном носороге рядом с «революционной табличкой» – это какой-то тонкий эрмитажский юмор:)

Гробница Александра Невского — выдающееся многосоставное произведение русского декоративно-прикладного искусства XVIII века в стиле барокко, выполненное из серебра весом 1,5 тонны в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в комплекс которого входит деревянная, отделанная серебром небольшая рака, выполненная в царствование Петра I и Ивана V.
В день моего посещения Эрмитажа гробница находилась «в процессе реконструкции», о чём сообщала соответствующая табличка.

Селфи на ходу – девушки времени в Эрмитаже даром не теряют:)

Любезная Википедия подсказывает, что Петровский (Малый тронный) зал Зимнего дворца создан в 1833 году по проекту О. Монферрана. Посвящён памяти Петра I.
В отделке интерьера зала использованы вензель императора (две латинские буквы «P»), двуглавые орлы и короны. Серебряный (с позолотой) трон изготовлен в Лондоне К.Клаузеном в 1731 г. За троном, в нише, оформленной в виде триумфальной арки с монолит. колоннами из ревневской яшмы находится картина «Петр I с богиней мудрости Минервой» Якопо Амигони (Амикони). В верхней части стен помещены полотна, изображающие знаменитые сражения Северной войны — Полтавскую баталию и битву при Лесной (П. Скотти и Б. Медичи). Зал украшают шитые серебром панно из лионского малинового бархата и изделия из серебра петербургской работы. После пожара 1837 года без изменений восстановлен В. П. Стасовым.




Большая церковь Зимнего дворца — домовая церковь русской императорской семьи, расположенная в главной резиденции императоров всероссийских — Зимнем дворце в Петербурге. После отречения Николая II, с июля 1917 года национализирована Временным правительством вместе с остальными помещениями дворца; после объявления 30 октября (12 ноября) 1917 года Эрмитажа и Зимнего дворца музеями— один из залов Государственного Эрмитажа, открытых для посещения. Домовая церковь Зимнего дворца — одно из немногих помещений, в котором после пожара 1837 года архитектор В. П. Стасов в 1839 году возобновил интерьеры первоначального рококо, спроектированные создателем четвёртого Зимнего дворца Франческо Бартоломео Растрелли.



В церкви выставлена рубашка, бывшая на великом князе Николае Александровиче во время покушения в японском городе Оцу 29 апреля (11 мая) 1891 года. Наследник престола, посетивший страну в рамках восточного путешествия, подвергся нападению полицейского Цуды Сандзо, когда вместе с двумя принцами — греческим Георгом и японским Арисугавой — возвращался в Киото после посещения озера Бива.
Цуда кинулся к коляске, в которой рикша вез Николая, и саблей успел нанести два удара. Хотя полученные Николаем раны не были тяжелыми, он прервал свое пребывание в Японии, 1 (13) мая он вернулся на крейсер "Память Азова", где отпраздновал свой 23-й день рождения, а через шесть дней отплыл во Владивосток. Цуда Сандзо был приговорен к пожизненной каторге, но через несколько месяцев после вынесения решения скончался в тюрьме на острове Хоккайдо.

Три грации, как-то они выбиваются из серьёзного тона этой части… но раз так получилось, то пусть будут здесь. В Эрмитаже так бывает: рядом могут оказаться полуголая особа (скульптура или картина) и что-то кровавое или высокодуховное.

Гренадер на посту.

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот,- а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
А.С. Пушкин.

Поклонимся героям отечественной войны 1812 года!
Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и В. А. Голике.
Кроме портретов, написанных Доу, Поляковым и Голике, в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников — короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий — венским живописцем И. П. Крафтом.
В советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов Отечественной войны. Эти портреты также выполнил Джордж Доу. Позднее галерея была дополнена двумя работами Петера фон Гесса — «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».
Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и Голике. Живописцы работали в огромной мастерской, отведенной специально для этого в Шепелевском дворце (стоявшем на месте Нового Эрмитажа). Здесь, сменяя друг друга, позировали художнику русские военачальники. Портреты погибших героев были написаны по представленным родственниками прижизненным портретам. Доу прожил в России почти десять лет, неутомимо работая в своей дворцовой мастерской.

Конный портрет императора российского Александра I

Конный портрет императора австрийского Франца I

Конный портрет короля прусского Фридриха-Вильгельма III

Великий князь Константин Павлович и девушки

Веллингтон и девушки

Фельдмаршал Голенищев-Кутузов без девушек.

Фельдмаршал Барлай де Толли


Князь Пётр Иванович Багратион

Генерал-майор Д.В.Давыдов

Генерал-майор Д.А.Левин

Генерал-майор Я.А.Потемкин

Петер фон Гесс — «Бородинское сражение»
Вспомним Лермонтова:
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Петер фон Гесс - «Отступление французов через реку Березину»
Сколько евпропейцев в армии Наполеона пришло в России в 1812 году?
Около 400 тысяч. А сколько вернулось? Около 20 тысяч… такие дела.


В следующей части мы завершим экскурсию по Эрмитажу, подобьём итоги и посмотрим на портреты российских императоров, великих княгинь и… Ленина!:)
Дальше=>>>
<<<=на Родные, морские и заморские записки
На моём сайте всё бесплатно, но если вам что-то понравилось и Вы хотите отблагодарить, то можете кидать семирублёвые монетки сюда:)