Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки


Часть 20. Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина
До императоров будут три скульптуры, две белые, одна чёрная…


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина - Конная фигура Августа II Сильного

Конная фигура Августа II Сильного, слоновая кость, дерево, металл, черепаха, резьба, Германия, Мюнхен, вторая четверть XVIII века.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки - Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина -

Это император Пётр снова кого-то побеждает…


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина -

Часы тикают…

В общей сложности я провёл в Эрмитаже более четырёх с половиной часов и сделал более 650 фотографий. И телефон Huawei устал фоткать, на галерее Романовых он много раз смазал фокусировку… но я всё равно рад, что не взял в Питер мою полнокадровую пятёрочку от Canon, иначе бы уже сломался я от тяжести на шее!:)


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина - Портрет царя Фёдора Алексеевича

Галерея портретов Романовых
Параллельно Невской парадной анфиладе расположена галерея, на стенах которой помещены портреты Романовых от родоначальника династии Михаила Романова до Николая II. Первоначально галерея была создана при Екатерине Великой как собрание портретов всех правителей династии. Позже, при её внуке Николае I, галерея была реконструирована и дополнена портретами из царских собраний, а также специально написанными копиями с картин из Гатчинского дворца и других резиденций.

Портрет царя Фёдора Алексеевича. Преемником царя Алексея Михайловича на престоле в 1676 году стал его 15-летний сын Фёдор — один из многочисленных детей Тишайшего (всего у него было 16 детей от двух браков, четверо из которых побывали на русском троне). Про царя Федора Алексеевича мало известно обычным людям (не историкам), его шестилетнее царствование заслоняют деяния его брата Петра и сестры Софьи.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина - Портрет Петра I

Портрет Петра I


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина - Портрет Петра II

Портрет Петра II
Пётр II Алексеевич (12 (23) октября 1715 — 19 (30) января 1730) — третий император Всероссийский, внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, последний представитель дома Романовых по прямой мужской линии.
Вступил на престол 6 (17) мая 1727, когда ему было всего одиннадцать лет, и умер в 14 лет от оспы. Пётр не успел проявить интереса к государственным делам и самостоятельно фактически не правил; реальная власть в государстве находилась в руках Верховного тайного совета и в особенности фаворитов юного императора (сначала Меншикова, затем, после его свержения — Долгоруковых).


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина - Портрет императрицы Екатерины II

Фёдор Степанович Рокотов – Портрет императрицы Екатерины II


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина - Портрет императора Александра I

Доу, Джордж - Портрет императора Александра I


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина - Портрет императора Николая I

Портрет императора Николая I.

Николай I - император Всероссийский с 14 (26) декабря 1825 года, царь Польский и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.

Вступил на престол после внезапной смерти своего брата Александра I, разгромив восстание декабристов и начав царствование казнью его руководителей. Образование Н. I было ограничено военно-инженерными науками. По своему характеру Н. I был жесток, деспотичен. Политические воззрения Н. I были цельны — самодержавие представлялось ему незыблемым догматом, понятие о праве оставалось для него недоступным. Истиной в последней инстанции являлись его собственные представления. Отсюда основным качеством, которое он требовал от окружавших его людей, было послушание. Всё это обусловливало утверждение вокруг Николая I системы лжи, угодничества и лицемерия.

Вёл аскетический и здоровый образ жизни; никогда не пропускал воскресных богослужений. Не курил и не любил курящих, не употреблял крепких напитков, много ходил пешком, занимался строевыми упражнениями с оружием. Известно было его строгое следование распорядку дня: рабочий день начинался с 7 часов утра, ровно в 9 часов — приём докладов. Предпочитал одеваться в простую офицерскую шинель, спал на жёсткой кровати.
Отличался хорошей памятью и большой работоспособностью; рабочий день царя длился 16 — 18 часов.

Доу, Джордж - Портрет великой княгини Марии Павловны. Великая княгиня Мария Павловна являлась дочерью Павла I. Родилась в городе Павловск в 1786 году - умерла в городе Вейма в 1859 году.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина - Кристина Робертсон – Портрет великой княжны Марии Николаевны

Кристина Робертсон – Портрет великой княжны Марии Николаевны. Великая княгиня Мария Павловна являлась дочерью Павла I. Родилась в городе Павловск в 1786 году - умерла в городе Вейма в 1859 году.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина -

Кристина Робертсон – портрет великой княжны Александры Николаевны.

Великая княжна Александра Николаевна, 1850 — младшая дочь Николая I и его жены Александры Фёдоровны, названная в честь своей тётки по отцу Александры Павловны. Была любимицей отца, славилась своей красотой и лёгким характером.

Александра Николаевна («Адини») родилась 12 (24)июня 1825 года в Царском Селе. Она уже с раннего детства своим характером и поведением была не похожа на сестёр. Девочка предпочитала заниматься сама с собой, любила одиночество и тишину.

Александра отличалась в семье удивительной добротой и особой музыкальной одарённостью. Она имела замечательный голос и стала заниматься пением под руководством итальянца Соливи. Однако после года занятий голос княжны начал меняться, что-то нарушало ритм дыхания. Врачи предположили заболевание лёгких.

Среди претендентов на руку царевен оказался принц Фридрих Вильгельм Гессен-Кассельский. Приехав в Петербург, молодой красавец принц своим простым обхождением завоевал симпатии многих, но не всех: например, великой княжне Ольге Николаевне принц казался «незначительным и без особых манер». Судя по его обращению с великими княжнами, при дворе решили, что он попросит руки старшей, Ольги Николаевны. Но оказалось, что все ошибались. Вскоре стало известно, что принц Гессенский сделал предложение Александре Николаевне, но она, не дав ему определенного ответа, пришла в кабинет к отцу, где на коленях просила согласиться на этот брак. Великая княжна сказала, что, вопреки правилам этикета, она уже обнадежила принца в возможности их счастья. Николай I благословил дочь, но объяснил, что в данном случае он не может решить вопрос окончательно: ведь Фридрих Вильгельм приходится племянником Христиану VIII, он может стать наследником престола, поэтому нужно получить согласие датского двора.

16 (28) января 1844 года Александра Николаевна вышла замуж за Фридриха Вильгельма, принца Гессен-Кассельского (1820—1884). Незадолго до свадьбы у Александры Николаевны обнаружили туберкулёз. Это страшное известие сообщил Николаю I лейб-медик Мандт, специально приехавший в Англию, где в это время с визитом был император Николай I. Он сказал царю, что одно легкое великой княгини уже настолько поражено, что надежды на выздоровление нет. Течение болезни лишь усложнилось во время её беременности. Император, прервав визит, срочно вернулся в Петербург. По причине её слабого здоровья Александра с мужем после свадьбы так и не поехали в Гессен, оставшись в Санкт-Петербурге. Великая княгиня Александра Николаевна мечтала, как на новой родине она будет развивать мужа нравственно и духовно, как будет читать с ним Плутарха.

За три месяца до срока Александра Николаевна родила сына, который умер вскоре после рождения, и в тот же день скончалась сама. «Будьте счастливы» — были её последние слова. Отец-император плакал, не стесняясь своих слёз. Смерть дочери он считал наказанием свыше за кровь, пролитую в год её рождения — год подавления декабрьского восстания. Вместе с сыном Вильгельмом она была похоронена в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Впоследствии её захоронение было перенесено в построенную в 1908 году великокняжескую усыпальницу.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина -

Кристина Робертсон – Портрет великой княжны Марии Николаевны.
Чрезвычайно притягательная картина чрезвычайно красивой женщины!
(дальше будет много букв о Марии, кому лень читать – перемотайте)

Мария Николаевна (6 (18) августа 1819 — 9 (21) февраля 1876) — дочь российского императора Николая I и сестра Александра II, первая хозяйка Мариинского дворца в Санкт-Петербурге. В браке — герцогиня Лейхтенбергская. Президент Императорской Академии художеств в 1852—1876 годы.

Великая княжна Мария Николаевна родилась 6 (18) августа 1819 года в Павловске. Она была старшей дочерью и вторым ребенком в семье великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Фёдоровны, урожденной принцессы Шарлотты Прусской. Рождение девочки не стало радостным событием для отца. Александра Фёдоровна писала:

« Действительно, я легла и немного задремала; но вскоре наступили серьёзные боли. Императрица предупреждённая об этом, явилась чрезвычайно скоро, и 6 августа 1819 г., в третьем часу ночи, я родила благополучно дочь. Рождение маленькой Мари было встречено её отцом не с особенной радостью: он ожидал сына; впоследствии он часто упрекал себя за это и, конечно, горячо полюбил дочь. »
Её родители уделяли много внимания воспитанию своих детей и дали им прекрасное образование.

Современники отмечали похожесть великой княжны на отца как внешностью, так и характером. Полковник Ф. Гагерн, который сопровождал нидерландского принца Александра в Россию, отзывался о ней в своём дневнике:

« Старшая, великая княгиня Мария Николаевна, супруга герцога Лейхтенбергского, мала ростом, но чертами лица и характером — вылитый отец. Профиль её имеет большое сходство с профилем императрицы Екатерины в годы в её юности. Великая княгиня Мария — любимица отца, и полагают, что в случае кончины императрицы она приобрела бы большое влияние. Вообще, кто может предвидеть будущее в этой стране? Великая княгиня Мария Николаевна обладает, конечно же, многими дарованиями, равно как и желанием повелевать; уже в первые дни замужества она приняла в свои руки бразды правления. »
Астольф де Кюстин, присутствовавший на свадьбе великой княжны, так описывал её:

« Юная невеста полна грации и чистоты. Она белокура, с голубыми глазами, цвет лица нежный, сияющий всеми красками первой молодости. Она и её сестра, великая княжна Ольга, казались мне самыми красивыми из всех, находившихся в церкви.

В отличие от многих принцесс того времени, чьи браки заключались по династическим соображениям, Мария Николаевна вышла замуж по любви. Со своим избранником, герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, младшим сыном Евгения Богарне и внуком императрицы Жозефины она познакомилась летом 1837 года, во время пребывания своего с родителями в Баварии. Молодые люди понравились друг другу и в сентябре принц был приглашен в Херсон на кавалерийские маневры. Год спустя, он вновь приехал в Петербург и 23 октября 1838 года в Царском Селе был помолвлен с великой княжной Марией Николаевной. 5 декабря состоялось их торжественное обручение в церкви Эрмитажа. Несмотря на происхождение Максимилиана и его вероисповедание (он был католиком), Николай I дал согласие на брак с ним своей дочери, пожелавшей жить с мужем в России, а не за границей.

Свадьба состоялась 2 июля 1839 года и проходила по двум обрядам: православному и католическому. Венчание состоялось в часовне Зимнего дворца. Перед благословением в церковь были выпущены два сизых голубя, которые уселись на карнизе над головами молодых и находились там в течение всей церемонии. Венец над Марией держал её брат — цесаревич Александр, над герцогом — граф Пален. По окончании церемонии хор исполнил «Тебя, Бога, хвалим», а пушечные выстрелы возвестили о совершившемся бракосочетании. Позднее в одной из дворцовых зал, специально приспособленной для этой цели, состоялось брачное благословение пары католическим священником[6]. Несмотря на огромное число присутствующих, в том числе дипломатов и их супруг, на бракосочетании не присутствовали родственники герцога Лейхтенбергского, а также принцы родственных Романовым домов. Граф Сухтелен заметил в разговоре с Фридрихом Гагерном:

« Государю очень неприятно, что к этому торжеству не явился ни один из принцев родственных домов; он это поставил бы очень высоко также и потому, что этот брак находил оппозицию в самой России и не нравился иностранным дворам. »
Поселились молодожёны в Южном павильоне Малого Эрмитажа, где пребывали до окончания отделки Мариинского дворца. Так же среди свадебных подарков императора дочери было имение Сергиевка в Петергофе, где супруги возвели великолепный дворец. Указом от 2(14) июля 1839 года император пожаловал Максимилиану титул Его Императорского Высочества, а указом от 6(18) декабря 1852 года даровал потомкам Максимилиана и Марии Николаевны титул и фамилию князей Рома?новских. Дети Максимилиана и Марии Николаевны были крещены в православие и воспитывались при дворе Николая I, позднее император Александр II включил их в состав Российской Императорской фамилии.

Брак Марии Николаевны заключенный по любви, с годами превратился в формальность. По словам А. Ф. Тютчевой, герцог Максимилиан был «красивый малый, игрок и кутила», страдавший от властного характера жены. Сама Мария Николаевна, занималась благотворительность и уделяла много времени светской жизни. Она курила сигары и кокетничала с кавалерами. Порой она вела себя неприлично, и её излишне свободные манеры заставляли домысливать то, чего в действительности не было. Все это служило источником сплетен[9]. В обществе ходили слухи о романе Марии Николаевны с князем А. И. Барятинским и А. Н. Карамзиным. К 1847 году герцог Лейхтенбергский был уже тяжело болен чахоткой, от которой безуспешно лечился в Эстляндии и на Мадейре. Он умер в октябре 1852 года в Петербурге.

Еще при жизни мужа у Марии Николаевны началась любовная связь с графом Григорием Александровичем Строгановым (1823—1878). Их венчание совершил 13 (25) ноября 1853 года в дворцовой церкви Мариинского дворца священник Троицкой церкви Гостилицкой усадьбы Татьяны Борисовны Потёмкиной Иоанн Стефанов. Этот брак был морганатическим, заключённым втайне от отца Марии Николаевны императора Николая I при содействии наследника и его жены. По словам Анны Тютчевой, брак этот подвергал Марию Николаевну «настоящей опасности, если бы стал известен её отцу» и в подобном случае император вполне мог его расторгнуть, сослав Строганова на Кавказ и заточив любимую дочь в монастырь. После смерти Николая I брак был признан законным особым Актом, подписанным Александром II и императрицей Александрой Феодоровной 12 (24) сентября 1856 года в Москве. Брак при этом остался тайным:

«1., Какъ вторый брачный союзъ Великой Княгини МАРІИ НИКОЛАЕВНЫ, хотя и получающій нын? по вол? НАШЕЙ, силу законнаго, долженъ однакоже оставаться безъ гласности, то ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО обязывается каждый разъ, въ случа? беременности, удаляться на время родовъ, отъ столицъ и другихъ м?стъ пребыванія ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамиліи.

2., Графъ Григорій Строгановъ можетъ им?ть пом?щеніе въ С[анктъ] Петербургскомъ и загородныхъ Дворцахъ Великой Княгини МАРІИ НИКОЛАЕВНЫ, но не иначе, какъ по званію причисленнаго ко Двору ЕЯ. Онъ не долженъ являться съ НЕЮ, какъ супругъ ЕЯ, ни въ фамильныхъ, ни въ иныхъ собраніяхъ Дома или Двора НАШЕГО, а равно и ни въ какомъ публичномъ м?ст?, и вообще предъ свид?телями. Прогулки съ Великою Княгинею запросто онъ можетъ дозволять себ? только въ собственныхъ садахъ ЕЯ ВЫСОЧЕСТВА: С[анктъ] Петербургскомъ и Сергіевскомъ, но отнюдь не въ Петергофскомъ, и другихъ ИМПЕРАТОРСКИХЪ, гд? они могли бы встр?чаться съ гуляющими, или про?зжающими и проходящими»

Избегая светских разговоров, супруги предпочитали проводить время за границей, сначала в Женеве, а потом в Риме. Не найдя счастья во втором браке, в 1862 году Мария Николаевна поселилась во Флоренции на вилле Кватро, и с помощью художника и коллекционера Карла Лифара стала приобретать произведения искусства для украшения своей новой резиденции. По словам Д. А. Милютина, она «совершенно выделялась из той среды в которой родилась и выросла, страстная и своеобычная, натура её не могла подчиниться условному, стеснявшему, лишенного внутреннего содержания формализму дворцовой жизни и царской семьи. Живя за границей она позволяла себе разные эксцентричности, держала себя как простая смертная, тон её, речи, обращения были крайне развязаны и бесцеремонны, только профиль её напоминал, что она дочь императора Николая. В последние годы она вдруг сильно опустилась и так исхудала, что трудно было ее узнать».

Умерла Мария Николаевна 21 февраля 1876 года в Санкт-Петербурге в возрасте 56 лет после продолжительной и мучительной болезни. Согласно протоколу вскрытия тела, она страдала давним катаром желудочно-кишечного канала и воспалением печени, в последние шесть лет у неё развилась Базедова болезнь, что привело к расстройству сердечно-сосудистой системы и появлению водянки. Так, по словам П. А. Валуева, «завершилась жизнь, обильная светом и тенями. Первое замужество, жизнь в Мариинском дворце, затем вторичное, сперва безгласное, потом гласное супружество, странническая жизнь между Петербургом, Кватро, Сергиевкой, лихорадочное занятие искусством, домашнее огорчения. Наконец гробница в Петропавловской крепости. На похоронной процессии сыновья ее следовали пешком за колесницей, император был верхом. Из войск были Преображенский полк, конная гвардия и одна батарея. Сонм гражданских сановников был бледен и неблистателен. Графа Строганова не было ни при перевозе тела великой княгини, ни при погребении. Говорили, что он сказал, что с её жизнью пресеклось и его отношение к ней».

С 1845 года официальной резиденцией князей Лейхтенбергских в Санкт-Петербурге стал Мариинский дворец, названный так в честь Марии Николаевны. Она и её муж активно занимались благотворительностью. Максимилиан Лейхтенбергский был президентом Академии художеств, после его смерти в 1852 году Мария Николаевна, увлекавшаяся коллекционированием произведений искусства, сменила его на этом посту.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина - Кристина Робертсон - Портрет императрицы Александры Фёдоровны (супруга Николая I, мать Александра II )

Кристина Робертсон - Портрет императрицы Александры Фёдоровны (супруга Николая I, мать Александра II ).

Фридерика Шарлотта Вильгельмина родилась 13 июля 1798 года и была третьим ребёнком и первой дочерью прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы. Она приходилась сестрой прусским королям Фридриху Вильгельму IV и Вильгельму I, первому германскому императору. Потеряла мать в 12 лет.

После того, как армия Наполеона вошла в Берлин, семейство короля укрылось в Восточной Пруссии, под защитой российского императора Александра I. В 1814 году Шарлотта познакомилась с его братом Николаем Павловичем. Молодые влюбились друг в друга с первого взгляда и уже 14 ноября 1815 года принцесса и великий князь обручились.

Брак был необходим в целях укрепления союза России и Пруссии. Николай не должен был унаследовать российский престол, так как наследником являлся его старший брат Константин, и Шарлотта была рада стать великой княгиней и жить подальше от дворцовых интриг. Ввиду нежного возраста невесты бракосочетание было решено отложить на два года.


Принцесса прибыла в Россию в июне 1817 года, 24 июня (6) июля 1817 года приняла православие с именем Александра Фёдоровна и 25 июня (7) июля 1817 года обручилась с Николаем Павловичем. При миропомазании получила титул великой княжны и орден Святой Екатерины. Венчание состоялось в день рождения княжны — 1 (13) июля 1817 года в церкви Зимнего дворца. Перед свадьбой будущая великая княгиня писала: «Я много плакала при мысли, что мне придётся встретиться с вдовствующей государыней, рассказы о которой меня напугали». И всё же впоследствии между Марией Фёдоровной и её невесткой сложились достаточно хорошие отношения (чего нельзя сказать об её отношениях с императрицей Елизаветой Алексеевной). После венчания получила титул великой княгини.


При русском дворе новую великую княгиню приняли любезно. «Нам памятна её величественная и строгая фигура, представлявшая законченный тип немецкой красоты», — писал современник. Александра Фёдоровна отличалась грациозностью, любезностью и весёлостью. Компанию ей составляла близкая с детства подруга, графиня Цецилия Гуровская, ставшая женой русского офицера Фредерикса. Хотя Александра и выучила русский язык (под руководством поэта Жуковского), изъясняться всю жизнь предпочитала по-немецки.

Брак Николая и Александры оказался многодетным, уже через девять месяцев после свадьбы великая княгиня родила первенца, сына Александра, названного в честь дяди, императора Александра I. Вот что писала Александра Фёдоровна после родов:

« В 11 часов утра я услыхала первый крик моего первого ребенка. Нике целовал меня… не зная еще, даровал нам Бог сына или дочь, когда матушка, подойдя к нам, сказала: «Это сын». Счастье наше удвоилось, однако, я помню, что почувствовала что-то внушительное и грустное при мысли, что это маленькое существо будет со временем императором. »
Будущая императрица, переехавшая в 1825 году в Петергоф, болезненно переживала период неопределённости, связанный с отречением от престола цесаревича Константина. При получении известия о восстании декабристов она бросилась в придворную церковь молиться о благополучии своего семейства. От пережитого волнения у неё развились тик лица и нервная болезнь, из-за которой пришлось несколько раз откладывать коронацию. На следующий день после восстания она записала в своём дневнике:

« Я думала, что мы уже достаточно выстрадали и вынесли. Но волею неба нам было суждено иное. Вчерашний день был самый ужасный из всех, когда-либо мною пережитых... Нельзя было скрывать от себя опасности этого момента. О, господи, уж одного того, что я должна была рисковать драгоценнейшей жизнью, было достаточно, чтобы сойти с ума... Боже, что за день! Каким памятником останется он на всю жизнь!..
Дневник Александры Фёдоровны »

Услышав о том, что жёны декабристов поехали вслед за мужьями на каторгу, Александра Фёдоровна записала в своем дневнике: «О, на их месте я поступила бы так же!».

В молодости Александра Фёдоровна была изрядной кокеткой, сорила деньгами на лучших курортах Европы, почти каждый год ездила с мужем в Германию. Она упомянута в блестящей строфе «Евгения Онегина», которая не вошла в окончательную редакцию романа, под именем Лаллы-Рук. Таково было придворное прозвище императрицы (nom de societe). В эпоху романтизма, когда все поэты и художники воспевали красоты Италии, императрице страстно хотелось побывать в этой стране. Чтобы утолить эту жажду, Николай велел построить для неё в Петергофе павильон в «помпеянском» стиле. В Москве же её имя получил Александрийский дворец.

Украинский поэт Тарас Шевченко так изобразил сатирический портрет императрицы:

…Цариця- небога,
Мов опеньок засушений,
Тонка, довгонога,
Та ще, на лихо, сердешне
Хита головою.
Так оце-то та богиня!

Согласно воспоминаниям современников, «когда Николай I прочел пасквиль Т.Шевченко на императрицу, то пришел в великий гнев, и вот его собственные слова: „Положим, он имел причины быть мною недовольным и ненавидеть меня, но её-то за что?“»[8] После вступления супруга на российский престол получила титул императрицы. Коронация Николая I и Александры Фёдоровны состоялась 22 августа 1826 года в Успенском соборе Кремля. Во время коронации на императрицу были возложен орден Андрея Первозванного.

Император Николай I питал к своей жене, этому хрупкому, безответственному и изящному созданию, страстное и деспотическое обожание сильной натуры к существу слабому, единственным властителем и законодателем которого он себя чувствует. Для него эта была прелестная птичка, которую он держал взаперти в золотой и украшенной драгоценными каменьями клетке, которую он кормил нектаром и амброзией, убаюкивал мелодиями и ароматами, но крылья которой он без сожаления обрезал бы, если бы она захотела вырваться из золоченых решеток своей клетки.
— фрейлина Анна Тютчева
12 (24) мая 1829 в Сенаторском зале Королевского замка состоялась коронация Николая I и Александры Фёдоровны на Царство Польское — уникальный случай в истории России и Польши.

Во время пожара Зимнего дворца император приказал в первую очередь спасать письма, которые писала ему Александрин из Германии в период их помолвки. Семейное счастье омрачало её расстроенное здоровье (она выносила восьмерых детей) и невозможность приспособиться к климату Петербурга. Из-за частых болезней она была вынуждена уезжать лечиться на европейские курорты. Душевную боль приносили ей мимолётные увлечения мужа, особенно его связь с Варварой Нелидовой, возникшая после того, как врачи уверили государыню в опасности новой беременности для её жизни и посоветовали прекратить половые отношения с мужем.

При этом собственный круг друзей-мужчин Александры Фёдоровны в 1830-е годы составляли молодые кавалергарды Скарятин, Куракин, Дантес, Бетанкур и Александр Трубецкой, которого в письмах к подруге Софи Бобринской императрица ласково называла «Бархат». Подобно мужу, она не выносила запаха табака и впоследствии заставила своего первенца расстаться с этой пагубной привычкой. Распорядок дня императрицы, по словам современника, был следующим:

« Трудовой день императрицы начинается с раннего утра смотрами и парадами. Затем начинаются приемы. Императрица уединяется на четверть часа, после чего отправляется на двухчасовую прогулку в экипаже. Далее, перед поездкой верхом, она принимает ванну. По возвращении — опять приемы. Затем она посещает несколько состоящих в её ведении учреждений или кого-либо из своих приближенных. После этого сопровождает императора в один из лагерей, откуда спешит на бал. Так проходит день за днем, подтачивая её силы. Поговаривают, что у неё чахотка, и опасаются, как бы зима в Петербурге не оказалась роковой для её здоровья, но ни за что на свете она не решится провести шесть месяцев вдали от императора. »

Александра Фёдоровна умела владеть собой, скрывать под маской безоблачного счастья обиды и слёзы, старалась казаться здоровой и весёлой, когда её мучила лихорадка. Маркиз де Кюстин в 1839 году отмечал, что императрица не только танцевала все полонезы на свежем воздухе с открытой головой и обнажённой шеей, но и «будет танцевать до тех пор, пока у неё не станет сил держаться на ногах». При этом он не преминул отметить, что в свои сорок лет государыня выглядит гораздо старше своего возраста:


« Императрица обладает изящной фигурой и, несмотря на её чрезмерную худобу, исполнена, как мне показалось, неописуемой грации. Она была сильно взволнована и казалась мне почти умирающей. Нервные конвульсии безобразили черты её лица, заставляя иногда даже трясти головой. Её глубоко впавшие голубые и кроткие глаза выдавали сильные страдания, переносимые с ангельским спокойствием. Императрица преждевременно одряхлела и, увидев её, никто не может определить её возраста. Она так слаба, что кажется совершенно лишенной жизненных сил. Жизнь её гаснет с каждым днем; императрица не принадлежит больше земле… »
В 1845 году, когда врачи велели Александре Фёдоровне ехать для поправки здоровья на юг, в Палермо, казавшийся несгибаемым император умолял их со слезами: «Оставьте мне мою жену!» Не в силах вынести разлуку, он совершил путешествие на Сицилию (в сопровождении фрейлины Нелидовой, с которой императрица к тому времени смогла наладить отношения). В 1837 году он начал для неё строительство приморского дворца в Ореанде, однако там Александра Фёдоровна, искренне любившая Крым, побывала лишь однажды. С годами она предпочитала всё больше времени проводить на Лазурном берегу.

В 1854 году Александра Фёдоровна была как никогда близка к смерти. Через год, после кончины Николая I, она затворилась в Александровском дворце и на протяжении пяти лет носила титул вдовствующей императрицы. Она была окружена избранным кругом любимых фрейлин, читавших ей на ночь Шиллера и Гёте; среди них была и Варвара Нелидова. В эти годы императрица всё чаще болела, лечилась в Швейцарии, Ницце и Риме, а вернувшись из заграничной поездки в июле 1860 года уже не переставала хворать. Александра Фёдоровна скончалась 20 октября 1860 года в Царском Селе, ей было шестьдесят два года. Отпевание состоялось 5 ноября; похоронена в Петропавловском соборе.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина - Ленин в кепке

Кто этот бородач в кепке? Думаю, уже не все детки скажут, что это Владимир Ильич Ленин (Ульянов). Первый «большевистский император» России. Потом скипетр с державой подхватил товарищ Сталин, но это может нас увезти так далеко от Эрмитажа… что давайте вернёмся в музей.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки - Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина -

Лестница…


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина - На месте женщины с большой грудью должен быть Атлант

На месте женщины с большой грудью должен быть Атлант… мужское это дело – крышу держать:)


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - финал, портреты российских императоров, великих княгинь и Ленина -

Три грации, на них и завершим «бесконечную экскурсию» по Эрмитажа. Впереди нас ждет Главный штаб!

К слову, если вы такие же «бешенные», как я, и за день готовы пройти не только Зимний дворец, но и Главный штаб, то вот вам полезный совет: в Эрмитаже питаться дорого, так что, когда вы осмотрите Зимний, то выходите на улицу, найдите кафешку по важему бюджету и степенно покушайте, а потом снова начинайте забег по музею!:)

Дальше=>>>

<<<=на Родные, морские и заморские записки


На моём сайте всё бесплатно, но если вам что-то понравилось и Вы хотите отблагодарить, то можете кидать семирублёвые монетки сюда:)

Copyright © 2000-2018
Сергей Семёркин