Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - Часть 2. Яйца Фаберже

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге


Кто яйца Фаберже не видал - тот в Питере не бывал!

Часть 2. Яйца Фаберже.

Продолжаем виртуальную экскурсию по крупнейшему в мире собранию работ фирмы Фаберже в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга.

С режимом работы музея можно ознакомиться на сайте.

Всем рекомендую заглянуть в эту сокровищницу!

Немного истории: Яйца Фаберже — серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 годами для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются 54. Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России. А также названием вида ювелирных изделий в виде яиц с сюрпризами и одним из символов России, сообщает любезная Википедия. Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году. Оно было заказано императором Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны. Так называемая «Курочка» снаружи покрыта белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятаны небольшая копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном (К сожалению, фото первого яйца в музее Фаберже у меня получилось нерезким и его здесь нет).

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Фёдоровне, новой императрице.


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже - Яйцо Ренессанс

Яйцо «Ренессанс» было создано в 1894 году по заказу императора Александра III, который подарил его своей супруге, императрице Марии Фёдоровне.

Ларец в форме яйца из прозрачного голубовато-молочного агата лежит горизонтально на овальном золотом основании. Верхняя часть яйца, открывающаяся на золотом шарнире, украшена накладной трельяжной решёткой, выполненной из белой эмали с алмазными и рубиновыми цветами на местах пересечений. На верхней половине яйца алмазами выложена дата «1894» в овалe из землянично-красной прозрачной эмали, обрамлённой стилизованными раковинами из зелёной эмали и фигурами из красной и белой эмали. Нижнее окаймление крышки украшено раковинами прозрачной землянично-красной эмали в промежутках между завитками белой эмали с алмазами. Края створок внутренней стороны яйца, видных при открытой крышке, отделаны растительным бордюром на белом эмалевом фоне. Нижняя створка окаймлена сверху полосой землянично-красной эмали и охвачена снизу поясами из листьев с ягодкой и голубыми раковинами «пряжек». С обеих сторон ларца размещены ручки в виде золотых скульптурных львиных голов с кольцами в зубах. Чеканное основание отделано листьями прозрачной зелёной эмали, чередующихся с цветами красной эмали.

Прототипом яйца «Ренессанс» стала шкатулка для драгоценностей, изготовленная амстердамским мастером Ле Роем в начале XVIII века, которая в настоящий момент хранится в Дрезденской художественной галерее.

Сюрприз был утерян. Существует предположение, что им было украшение из жемчуга. По другой теории, высказанной Кристофером Форбсом, считается, что сюрпризом было яйцо «Воскресение Христово», которое идеально подходит по размерам в яйцо «Ренессанс» и имеет схожее исполнение и цветовую гамму. Кроме того, они вместе демонстрировались в 1902 году. Яйцо «Воскресение Христово» не имеет инвентарного номера, что также говорит в пользу этой теории.

После революции 1917 года яйцо было отправлено в Оружейную палату Кремля. Около 1927 года объединение «Антиквариат» продало яйцо Арманду Хаммеру в Нью-Йоркскую галерею за 1500 рублей. В 1937-1947 годах оно находилось в собственности Генри Тальбот де Вере в Великобритании. С 1947 по 1958 года его владельцами были Джек и Белль Лински из Нью-Йорка. В 1958 году яйцо находится в Нью-Йоркской галерее A La Vieille Russie. В 1965 году яйцо стало частью коллекции журнала Forbes в Нью-Йорке. С 2004 года владельцем является Виктор Вексельберг, сообщает сайт.


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже - яйцо Воскресение Христово

Воскресение Христово — ювелирное яйцо, одно из императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Создано в период с 1884 по 1894 год по заказу императора Александра III и подарено его супруге, императрице Марии Фёдоровне.

Яйцо изготовлено из горного хрусталя, окаймленного по вертикали алмазным бордюром. Внутри яйца расположена скульптурная группа, представляющая Христа и двух коленопреклоненных ангелов, стоящих по обе стороны от его гробницы. В оформлении группы использованы эмаль и алмазы. Подставка имеет вид четырёхчастной орнаментированной ножки, украшенной пятью жемчужинами. Стоящие на изделии клейма позволяют установить, что оно было изготовлено главным мастером фирмы Фаберже М. Е. Перхиным и что в его оформлении использовано 14-каратное золото.

Данное яйцо не имеет сюрприза. Ряд исследователей и искусствоведов, принимая во внимание некоторые сопутствующие факты, считают возможным предполагать, что «Воскресение Христово» само по себе является сюрпризом, содержавшимся в яйце «Ренессанс». В частности, указывается на его точное соответствие внутренним размерам этого яйца, стилистическую схожесть с ним, а также на тот факт, что в счёте на «Ренессанс» был указан жемчуг, который в оформлении этого изделия не использовался.


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже - Яйцо с бутоном розы

Яйцо с бутоном розы было создано Михаилом Перхиным под руководством Карла Фаберже в 1895 году для Николая II, подарившего его своей жене, императрице Александре Фёдоровне.

Оно стало первым яйцом, подаренным Николаем Александре.

Пасхальное яйцо выполнено в стиле неоклассицизма в противовес популярному в конце 19 века стилю ар-нуво. Яйцо открывается как бонбоньерка, являя спрятанный внутри бутон розы, покрытый жёлтой эмалью. Лепестки бутона раздвигались, открывая золотую корону с бриллиантами и рубинами и кулон со звёздчатым рубином-кабошоном. Оба этих последних сюрприза утеряны. Корона являлась указанием на новый титул Александры Фёдоровны как императрицы Российской империи.

Вскоре после смерти Александра III его сын, Николай II, женился на Алисе Виктории Елене Луизе Беатрисе, принцессе Гессен-Дармштадтской, принявшей в православии имя Александры Фёдоровны и ставшей императрицей. Её родной Дармштадт славился своим розарием, поэтому новая императрица скучала по ним. Жёлтые розы были наиболее ценными в родной для императрицы Германии, а наиболее известной жёлтой розой в 1895 году была китайская чайная роза.

В 1917 году яйцо было конфисковано Временным правительством, а позже около 1927 года продано Эммануэлю Сноуману из ювелирного дома Wartski.

В 1930-х годах его владельцем являлся Чарльз Парсонс, но позже оно было утеряно на несколько десятилетий. Ходили слухи, что оно было повреждено во время супружеской ссоры. Благодаря этим повреждениям Малькольму Форбсу удалось идентифицировать яйцо, когда он получил его в 1985 году от Fine Art Society в Лондоне. В 2004 году оно было продано как часть коллекции Форбса Виктору Вексельбергу.


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже - Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами

Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами было создано в 1897 году по заказу императора Николая II, который подарил его на Пасху своей матери, императрице Марии Фёдоровне. Оно является одним из пропавших ювелирных яиц Фаберже, в настоящий момент его местонахождение неизвестно. Однако в коллекции Виктора Вексельбега находится его сюрприз — рамка с 3 миниатюрами в виде сердца.

Точный дизайн яйца остаётся неизвестен. На основнании информации из счёта Фаберже за данное ювелирное яйцо оно представляет из себя «розово-лиловое эмалевое яйцо с 3 миниатюрами».

Рамка-сюрприз выполнена в популярном в то время неоклассическом стиле. Она имеет форму сердца, окаймлённого бриллиантами, покрытого землянично-красной эмалью по гильошированному фону, с выложенной бриллиантами датой «1897». Рамка располагается на шестигранной ножке, выполненной в стиле Людовика XVI, покрытой белой эмалью с росписью в виде извивающейся по спирали виноградной лозы. Ножка установлена на куполообразном уступчатом основании, покрытом землянично-красной эмалью и украшенном золотыми венками из лавровых листьев, алмазами, гравированным золотым листьями аканта, нарисованными веточками лавра, а также четырьмя крупными жемчужинами.

При нажатии на ножку сердце раскрывается, превращаясь в трилистник клевера, покрытый изумрудно-зелёной эмалью по гильошированному фону, с узором в виде расходящихся солнечных лучей. В каждом лепестке располагается миниатюрный портрет в алмазном обрамлении: в одном — император Николай II, во втором — его супруга императрица Александра Фёдоровна, в третьем — великая княжна Ольга Николаевна в младенчестве. Лепестки клевера закрываются нажатием на одну из жемчужин, укреплённых на основании.

18 апреля 1897 года Николай II преподнёс яйцо своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху. На основании квитанции фирмы Фаберже его стоимость составляла 3250 рублей. В описях конфискованного императорского имущества 1917 и 1922 годов розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами не числится. Предположительно, оно было взято Марией Фёдоровной до 1917 года. Сюрприз данного яйца имеет маркированную дату — 1897 год. Это объясняет то, что многие ранние ювелирные яйца Фаберже не имели непосредственной маркировки, а даты изготовления проставлялись на сюрпризах.

В 1978 году сюрприз яйца был продан аукционом Кристис в коллекцию журнала Forbes, расположенную в городе Нью-Йорк. В 2004 году он, совместно с другими ювелирными изделиями, находившимися в собственности семьи Форбс, был продан фонду Виктора Вексельберга «Связь времён».


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже - Яйцо Коронационное

Яйцо «Коронационное» было сделано в память о церемонии коронации 1896 года Николая II и было представлено в качестве подарка супруге императора, императрице Александре Фёдоровне, в 1897 году.

Яйцо является одним из самых известных изделий фирмы Фаберже. Оно часто экспонировалось в музее Эрмитаж (в особенности в Зимнем дворце) в Санкт-Петербурге, а также множестве музеев по всему миру как часть временных экспозиций.

«Коронационное» яйцо состоит из двух соединенных шарниром половинок. Внутри его драгоценной «скорлупы» – серая бархатная ниша для сюрприза. Золотая (подбитая горностаем) парчовая мантия с ткаными черными двуглавыми орлами, в которую были облачены царь и царица во время коронации, подсказала Фаберже идею отделки скорлупы яйца. Она покрыта прозрачной желтой эмалью, положенной по гильошированному фону резных лучей, которая сверкает и переливается, как тяжелая златотканая парча. Накладные эмалевые орлы соединены лиственными ветвями зеленого золота, образующими густую сетку, без малейшего зазора (не видно монтировки) прилегающую к скорлупе. Один из мастеров вспоминал, что, когда просверливались отверстия в покрытом эмалью корпусе, яйцо полностью погружалось в емкость с водой, что должно было предохранить сверло от перегрева, а эмаль – от повреждения.

Подлинным украшением яйца является крупный плоский алмаз, укрепленный на его верхней половине. Сквозь него виден вензель императрицы. Буква «А» выложена из мелких бриллиантов, а «Ѳ» – из рубинов. Внизу яйца укреплен алмаз меньшего размера, сквозь который читается дата «1897».


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже - Яйцо Коронационное

Внутри яйца в белой бархатной подложке размещается миниатюрная копия императорской кареты 1793 года Екатерины II, длиной менее 100 мм, использованная в коронационной процессии Николая и Александры, проходившей в Успенском соборе Москвы. Карета, воспроизведённая до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами. На крыше, по углам и по бокам — императорские орлы, в центре её — усыпанная алмазами императорская корона. На дверях кареты изображены гербы Российской Империи из золота и бриллиантов, а окна выполнены из горного хрусталя и гравированы изображением поднятых занавесок. При открывании дверей опускаются крохотние подножки. Внутри кареты сиденье и подушки покрыты прозрачной землянично-красной эмалью, потолок расписан виноградной лозой со светло-голубыми эмалевыми медальонами в золотых венках, в центре находится золотой крюк. Все детали кареты тщательно проработаны, сама кабина подвешена на золотых рессорах, золотые колеса одеты в платиновые обручи.

Уникальную модель создал молодой мастер Г. Штейн, во всех деталях повторивший и конструктивные части экипажа, например, поворотный круг. В силу этого миниатюрная карета поворачивается и катится по всем правилам экипажного дела, при этом пружиня на рессорах. Двадцатитрехлетний мастер, обладавший необычайными талантами (он без лупы видел дефекты камней и не нуждался в оптике при работе над миниатюрной копией) трудился над созданием кареты в течение пятнадцати месяцев по шестнадцать часов в сутки.

В центре расписанного виноградной лозой потолка – золотой крюк, к которому была привешена утраченная ныне подвеска в форме яйца. В счете записано «яичко изумрудовое с бриллиантами» ценой в 1000 рублей (ныне, к сожалению, отсутствующее). Оно было самым последним «сокровищем», как когда-то в первом императорском яйце, и подвешивалось внутри крошечной кареты на специальный крючочек. Правда, из других, более поздних, источников следует, что внутри кареты было укреплено яичко-подвеска из желтого бриллианта. Так, начальник Камерального отделения и заведующий Кабинетом Е.И.В. Н. Дементьев, который в 1909 году занимался инвентаризацией драгоценностей царской четы, находившихся в их собственных комнатах Зимнего дворца, увидел внутри кареты желтое бриллиантовое яйцо-кулон (бриолет). Возможно, императрица сама поменяла подвеску, предпочтя носить изумрудное яйцо на шее, но при этом не оставила карету пустой.

Изготовление миниатюрной кареты обошлось в 2250 рублей, что составило половину стоимости всего императорского заказа. Драгоценный камень (бриллиант или изумруд грушевидной формы), подвешенный внутри кареты, был оценен еще в 1500 рублей.

Прозрачная стеклянная подставка из жадеита для демонстрации кареты и подставка из серебряной позолоченной нити утеряны.

Ювелирное яйцо было подарено императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1897 года. Оно находилось в комнате императрицы в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. После революции 1917 года яйцо было конфисковано Временным правительством и вошло в список драгоценностей, вывезенных из Аничкова дворца. Оно было перевезено в Оружейную палату Кремля, а в 1922 году передано в Совнарком для продажи.

Во время голода 1921 года, богатый американский врач, Арманд Хаммер, смог приобрести множество произведений искусства, которые могли пропасть без вести после революции 1917 года. Хаммер при помощи переговоров смог приобрести 11 яиц Фаберже, но договориться о покупке «Коронационного» так и не смог. Вместо него в 1927 году через контору «Антиквариат» его купил Эммануэль Сноумен для галереи Wartski. После этого, в 1934 году яйцо было продано коллекционеру Чарльзу Парсонсу, но в 1945 году оно вновь попало в Wartski и находилось там вплоть до 1979 года.

В марте 1979 года яйцо «Коронационное» было продано Малькольму Форбсу за $2.160.000 вместе с «Розово-лиловым яйцом с тремя миниатюрами». 4 февраля 2004 года аукцион Сотбис сообщил о продаже более 180 произведений искусств Фаберже, включая 9 редких ювелирных яиц Виктору Вексельбергу. В настоящий момент находится в собственности фонда Виктора Вексельберга «Связь времён». Ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже - Яйцо Ландыши

Яйцо «Ландыши» было создано в 1898 году для императрицы Александры Фёдоровны.

Скорлупа яйца покрыта прозрачной розовой эмалью по гильошированному фону, украшена полосками алмазов и оплетена внизу ландышами на золотых стеблях с зелеными эмалевыми листьями и жемчужными цветками. На лепестках ландышей, подобно утренней росе, сияют алмазы. Само яйцо находится на золотой подставке с четырьмя ножками.

Сюрпризом яйца являются миниатюрные портреты трех самых дорогих Александре Федоровне людей – обожаемого супруга и двух старших дочерей: Ольги (род. 1895) и Татьяны (род. 1897). Медальоны, написанные акварелью на пластинах слоновой кости датским миниатюристом Иоганном Цейнграфом, укреплены в верхней части яйца на металлических «стеблях» по принципу веера. Они появляются изнутри при вращении штифта с жемчужиной. Верхний медальон венчает корона, украшенная россыпью бриллиантов огранки «роза» и рубином в форме кабошона.

Высота яйца 151 мм, в открытом виде - 192 мм.

Яйцо выполнено в стиле модерн. Впрочем, модерн не характерен для «привыкших к известной художественной дисциплине» мастеров прославленной фирмы. В связи с этим интересно вспомнить о реакции на «Ландыши» на ставшей триумфом Нового Искусства (стиля Art Nouveau) Всемирной выставке 1900 г. в Париже, где экспонировались императорские пасхальные шедевры Фаберже. На фоне свободного, не терпящего никаких ограничений и слегка экзальтированного модерна академизм петербургского ювелира, безусловно, выглядел неорганично, но даже самые рьяные защитники нового стиля не могли не восхищаться листьями и цветами яйца «Ландыши», называя их произведением «утонченного вкуса», хотя и досадуя на то, что веточки «слишком близко прилегают к яйцу», ножек не три, а четыре, да и заканчиваются они банальными завитками.

В 1927 году яйцо продано Эммануэлю Сноуману. С 1935 и до 1948 принадлежало Чарльзу Парсонсу, а затем опять вернулось к Эммануэлю Сноуману. С 1978 года — в коллекции Форбса, Нью-Йорк. В 2004 году на аукционе Сотби в Нью-Йорке было приобретено Виктором Вексельбергом. В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже - Яйцо Петушок

Яйцо «Петушок» создано в 1900 году по заказу императора Николая II в качестве подарка для его матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

Поверхность яйца покрыта фиолетовой эмалью. В его середине установлен циферблат часов, украшенный эмалью и алмазами; обрамление циферблата выполнено в виде золотого лаврового венка с «ягодами» из алмазов и жемчуга. Пространство под циферблатом орнаментировано ажурной сеткой и фруктовой гирляндой. Подставка яйца имеет вид круглого пьедестала с тремя плоскими поддерживающими колонками. В декорировании подставки использованы золото, алмазы и эмаль. В верхней части яйца имеется ажурная крышка и кнопка, служащая для приведения в действие секретного механизма.

Сюрпризом яйца является петушок с рубиновыми глазами, способный петь, раскрывать клюв и махать крыльями. Движение обеспечивается заводным механизмом. Петушок появляется из-под верхней ажурной крышки изделия либо с наступлением каждого нового часа, либо при нажатии упомянутой выше кнопки.

Имеющиеся клейма свидетельствуют о том, что изделие было изготовлено мастером фирмы Фаберже М. Е. Перхиным с использованием 14-каратного золота. Присутствует также «пробирное клеймо Якова Ляпунова (1899—1903)».

Высота яйца в раскрытом виде 20.3 см.

Яйцо было впервые упомянуто в письме Николая II к матери от 5 апреля 1900 г. В своем сообщении император просил извинений за отсутствие подарка на Пасху, поясняя, что Карл Фаберже не стал высылать яйцо в Москву, так как ожидал возвращения Марии Фёдоровны в Гатчину. В выставленном примерно через год счёте «Петушок» характеризовался как «Пасхальное яйцо фиолетовой эмали, с петухом и часами, 1 плоский бриллиант, 188 роз, 2 рубина». Впоследствии описание, соответствующее этому изделию, фигурировало в описях конфискованных императорских драгоценностей (1917) и в перечне предметов, передаваемых из Кремля в Гохран (1922). Данное яйцо довольно часто меняло хозяев: в общей сложности с 1927 г. оно продавалось не менее 7 раз.

В настоящий момент входит в состав коллекции фонда Виктора Вексельберга.


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже яйцо Лавровое дерево или Апельсиновое дерево

«Лавровое дерево» (или «Апельсиновое дерево») — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано в 1911 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1911 года. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 году.

Императорское ювелирное пасхальное яйцо сделано из золота, покрыто зелёно-белой эмалью и украшено нефритами, алмазами, рубинами, аметистами, жемчугом и белым ониксом. Изготовленно для Марии Фёдоровны в подарок на Пасху 1911 года. Ювелирное изделие Лавровое (апельсиновое) дерево представляет собой сформированное из нефрита дерево с разветвлённой запутанной структурой ветвей, украшенное драгоценными камнями в виде фруктов и цветов, эмалированных белой эмалью с установленными алмазами.

Сюрпризом императорского ювелирного пасхального яйца «Лавровое дерево» является механическая крылатая певчая птичка, способная поворачивать голову, раскрывать клюв, петь и махать крыльями. Движение обеспечивается заводным механизмом. Птичка появляется из-под верхней ажурной крышки изделия — среди ветвей и листьев скрыты замочная скважина и крошечный рычаг, при нажатии на который открывается шарнирная круглая вершина дерева и появляется сюрприз.

Император Николай II подарил ювелирное пасхальное яйцо «Лавровое дерево» своей матери Марии Фёдоровне на Пасху 1911 года. После Октябрьской революции, вместе с другими сокровищами императорской семьи, оно было конфисковано большевиками. В 1927 году императорское ювелирное пасхальное яйцо Фаберже «Лавровое дерево» стало одним из девяти яиц, проданных Всесоюзным объединением «Антиквариат» Эмануэлю Сноуману, Лондон. Затем в 1965 году ювелирное изделие, сменив пять различных владельцев, было продано госпожой Милдред Каплан Малкому Форбесу. В 2004 году на аукционе «Сотбис» в Нью-Йорке яйцо вместе с другими предметами коллекции Фаберже приобрёл миллиардер Виктор Вексельберг.


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже - яйцо Пятнадцатилетие царствования

Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования», подаренное Николаем II Александре Федоровне в 1911 году, посвящено юбилейной дате в жизни империи и царской семьи. На скорлупе в овальном медальоне под выпуклой пластиной из горного хрусталя начертана дата вступления на престол Николая и Александры – «1894». Через два года после этого они были коронованы в Успенском соборе, и, таким образом, в 1911 году исполнилось пятнадцать лет с момента коронации, но не воцарения последнего русского монарха. Тем не менее в журнале «Столица и усадьба» за 1916 год отмечено, что это яйцо посвящено «15-летию царствования государя императора Николая II». Этот же источник свидетельствует, что «на обоих концах яйца под плоскими, специально гранеными бриллиантами» помещены вензель императрицы – Aθ – с короной, что можно видеть и невооруженным глазом, и год – «1909».


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже - яйцо Пятнадцатилетие царствования

Яйцо «Пятнадцатилетие царствования» – единственный пасхальный подарок из изготовленных по императорскому заказу фирмой К. Фаберже, который украшен одновременно и портретами, и повествовательными историческими композициями. Сюрприза как такового в нем нет, поэтому отделка самого яйца отличается особенным великолепием: его золотая скорлупа покрыта белой транспарантной переливчатой эмалью по гильошировке и разделена на восемнадцать сегментов рельефными зелеными эмалевыми гирляндами с алмазными перетяжками. В них, как в драгоценные рамы, помещены «художественно и тончайше исполненные» миниатюры, написанные Василием Ивановичем Зуевым (с 1904 года – основным автором живописных миниатюр по слоновой кости в фирме К. Фаберже) акварелью по кости и покрытые пластинами из горного хрусталя. Это семь портретов членов царской семьи – Николая II, Александры Федоровны, их пятерых детей, а также композиции, изображающие «главные события из царствования государя императора». Рамки портретов выполнены из мелких алмазов – «монарших камней», которые почти всегда обрамляют изображения Высочайших особ на всех произведениях фирмы Фаберже. В верхнем ярусе помещены портреты трех старших дочерей – Ольги, Татьяны и Марии (они расположены по возрасту). Самая маленькая – Анастасия – изображена в нижнем регистре, там же, в овальных медальонах, проставлены даты – «1894» и «1911». В центральном живописном поясе находятся портреты царя, царицы и цесаревича Алексея – единственного сына императорской четы.


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже - яйцо Пятнадцатилетие царствования

Остальные ячейки представляют важнейшие события царствования вплоть до 1911 года: Торжественное шествие в Успенский собор (1896), Момент священного коронования (1896), Мост Императора Александра III (российская императорская чета заложила первый камень в 1896 году в Париже), Дом в Гааге, где происходила Первая Мирная конференция (1899), Торжественный прием членов Первой Государственной Думы в Зимнем Дворце (27 апреля 1906 года) (копия с фотографии, сделанной в тот день), Музей Императора Александра III (открыт в1898 году), Открытие памятника Петру Великому в Риге (работы Шмидта-Касселя) (1910), Открытие памятника в Полтаве к двухсотлетию Полтавской битвы (1909), Перенесение мощей преподобного Серафима Саровского (1903).


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже - Яйцо-часы герцогини Мальборо - Розовое яйцо-часы со змеёй

«Яйцо-часы герцогини Мальборо» («Яйцо герцогини Мальборо», также «Розовое яйцо-часы со змеёй», «Часы с розовой змеёй») — яйцо-часы, изготовленное фирмой Фаберже в 1902 году для герцогини Консуэло Мальборо (урождённой Вандербильт). Является одним из пасхальных яиц, заказанных у Фаберже частными лицами, которые своей изысканностью и мастерством исполнения не уступали императорским пасхальным яйцам.

Яйцо-часы выполнено в неоклассическом стиле в виде модного в последней трети XVIII века, в эпоху Людовика XVI, часов-ротатора. Оно покрыто розовой прозрачной эмалью по гильошированному фону. Вокруг яйца вращается горизонтальный пояс с циферблатом, покрытый белой эмалью и окружённый сверху и снизу линиями мелкого жемчуга; римские цифры изложены бриллиантами. Неподвижной часовой стрелкой служит инкрустированная алмазами золотая змея, обвивающая яйцо снизу. Верх яйца украшен золотыми гирляндами из завязанными бантиками лентами, выложенными бриллиантами. Навершие выполнено в виде золотого желудя и инкрустированное алмазами. По сторонам — золотые ручки, в виде завитков декорированных акантовыми листьями, поднимающиеся из золотых бараньих масок.

Яйцо стоит на трёхстороннем постаменте, покрытым прозрачной перламутровой эмалью по гильошированному фону; пилястры, цоколи и фризы постамента покрыты розовой эмалью и украшены золотым растительным орнаментом. На одной стороне постамента — выложенная алмазами монограмма герцогини Мальборо, на второй — рог изобилия из цветного золота, на третьей — аллегория любви также из цветного золота.

Фирмой Фаберже было выполнено несколько яиц-часов такого типа, в том числе императорское «Яйцо-часы со змеёй» (1887).

Консуэло Вандербильт происходила из семьи американского миллионера Корнелиуса Вандербильта. Против воли в 1895 году она была выдана замуж за Чарлза Спенсера-Черчилля, 9-го герцога Мальборо. В 1902 году супруги посещали Россию и Консуэло, вероятно, имела возможность познакомиться с коллекцией императорских пасхальных яиц. «Яйцо-часы со змеей» из этой коллекции скорее всего и стало моделью для яйца, заказанного ею у Фаберже.

В 1926 году, после развода с герцогом, Консуэло Вандербильт Бальсан передала яйцо на благотворительный аукцион, где его приобрела польская певица Анна Вальска, жена президента чикагской компании «International Harvester». В 1965 году на аукционе Parke-Bernet в Нью-Йорке яйцо приобрел Мальком Форбс и оно стало первым пасхальным яйцом в его коллекции изделий Фаберже. В 2004 году «Яйцо-часы герцогини Мальборо» в составе коллекции Форбса приобрел российский олигарх Виктор Вексельберг.


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - Ожерелье-браслет по заказу Эмануэля Нобеля

Ожерелье-браслет (по заказу Эмануэля Нобеля)

Этот шедевр ювелирного мастерства, заказанный российским нефтяным магнатом Эммануэлем Нобелем, племянником изобретателя динамита Альфреда Нобеля, был изготовлен из пластин горного хрусталя. Каждая из пластин помещена в платиновую оправу и украшена рисунком в виде «морозного узора» из бриллиантовых «роз». Ожерелье можно разделить таким образом, что оно превращается в два браслета.


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже - яйцо орден Святого Георгия

«Орден Святого Георгия» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.

Создано по заказу императора Николая II в подарок своей матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1916 года.

Это последнее яйцо, преподнесённое вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, и единственное, которое она смогла вывезти за рубеж.


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже - яйцо орден Святого Георгия

Яйцо сделано в память о награждении императора орденом Святого Георгия.

На светлый фон из белой эмали нанесена зелёная сетка и лента ордена Святого Георгия. На вершине яйца серебряная монограмма императрицы Марии Фёдоровны, окружённая зелёным орнаментом. В основании яйца дата «1916» в таком же орнаменте. Яйцо находится на ажурной подставке.

На боковых сторонах яйца имеются кнопки, при нажатии на которые на месте георгиевских крестов появляются портреты императора Николая II и цесаревича Алексея Николаевича, выполненные акварелью на слоновой кости.

В 1916 году Мария Фёдоровна получила яйцо от своего сына императора Николая. Через два года после свержения монархии в 1919 году Мария Фёдоровна эмигрирует из России. Это единственное яйцо из всех, которое она смогла увезти с собой.

После смерти Марии Фёдоровны в 1928 году она перешло к её старшей дочери, Ксении.

В 1960 году перешло по наследству к сыну Ксении, Василию и продано им представителю компании Фаберже, Тому Ламлею. С 1978 года — в коллекции «Форбс». На аукционе Сотбис в 2004 году было приобретено Виктором Вексельбергом.


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге - яйца Фаберже

Не только яйцами Фаберже жив одноименный музей. В следующей части будет ещё много красивых изделий!

Дальше по музею Фаберже=>>>

<<<=на Морские и заморские записки


На моём сайте всё бесплатно, но если вам что-то понравилось и Вы хотите отблагодарить, то можете кидать семирублёвые монетки сюда:)

Copyright © 2000-2018
Сергей Семёркин