Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки


Часть 23. Музей железных дорог России

Всё хорошо в Эрмитаже, одно плохо – паровозов там нет. Зато они богато представлены в питерском Музее железных дорог России, куда мы сегодня и отправимся (Шелдон Купер был бы доволен:) В октябре 2018 года билет для взрослого стоил 300 рублей, подробную информацию о музее можно узнать на его официальном сайте rzd-museum.ru

Небольшая цитата: наш музейный комплекс — главный железнодорожный музей России (Москва отдыхает таки – прим.авт.:)и один из крупнейших музеев железных дорог в мире. Торжественное открытие, приуроченное к 180-летию железных дорог России, состоялось 30 октября 2017 года (до этого с 25 июля 1978 года был музеем Октябрьской железной дороги).

Музейный комплекс расположен на территории более 50 тысяч квадратных метров. Два корпуса — здание старого паровозного депо и эффектный современный корпус — объединены стеклянной галереей с подвесным мостом в единое пространство.

Маршруты экскурсий проходят через коллекцию редких и легендарных паровозов, тепловозов, электровозов, вагонов и другой железнодорожной техники. Исторические артефакты соседствуют с действующими моделями, интерактивными инсталляциями и залами для временных выставок, образуя необычное и увлекательное музейное пространство.

Наружная экспозиция музея составляет 39 тысяч квадратных метров - это больше пяти футбольных полей.

Википедия дополняет: основа и главная ценность музея – коллекция из 118 единиц исторического подвижного состава. Редкие и уникальные локомотивы, вагоны, специальная и военная железнодорожная техника представлены в экспозиции – в музейных залах и на открытой площадке.

От себя добавлю, что музей очень крутой в хорошем смысле этого слово!
Рекомендую к посещению всей семьёй! Детки будут рады, да и взрослые дяди и тёти иногда залипают около паровозов надолго!:)

Находится музей рядом с Балтийским вокзалом (станция метро «Балтийская»). Режим работы: среда-воскресенье.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -

Вот с таких малюток начиналась история паравозостроения…


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -

А это уже скоростной потомок первых паровозов. Красавец!


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - Паровоз Ь-2023

Паровоз Ь-2023 («мягкий знак» №2023) - один из самых старых паровозов, сохранившихся в России. Он был построен в 1897 году Коломенским заводом для Владикавказской (ныне Северо-Кавказской) железной дороги с целью выполнения маневровых и хозяйственных работ. Локомотивы данного типа называют танк-паровозами (от английского слова «tаnk» – цистерна). Паровозы данной серии не имеют тендера, а вместо него по обеим сторонам котла находятся баки-цистерны для топлива и воды. Главные преимущества подобной конструкции — небольшая длина локомотива и приспособленность к передвижению в обоих направлениях. Благодаря этим возможностям эти паровозы хорошо подходят для маневровых работ и легко помещаются на поворотных кругах в депо, сообщает сайт


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -

Огромная пушка… вспоминается Пушкин (прямо автор каламбурит):
Отсель грозить мы будем шведу!


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - Боевой железнодорожный ракетный комплекс - БЖРК Молодец

А что это там из вагона торчит? (дедушка Фрейд и гусары – молчать!)
Это «Молодец»! И тут необходимо пояснение…

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (сокращённо БЖРК, поезд-призрак) — тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.

Наименование «Боевой железнодорожный ракетный комплекс», используется также как имя собственное для советского ракетного комплекса 15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ), единственного БЖРК, доведённого до этапа принятия на вооружение и серийного изготовления. 15П961 «Молодец» стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год в количестве 12 единиц. Затем (к 2007 году) все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи.

На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль».

Каждый состав БЖРК принимал ракетный полк. В поезде, заступившем на боевое дежурство, находилось более 70 военнослужащих, включая несколько десятков офицеров. В кабинах локомотивов, на местах машинистов и их помощников находились только военные — офицеры и прапорщики.

Первый ракетный полк с РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине 1988 года было развернуто пять полков (4 в районе Костромы и 1 в Пермской области, всего 15 пусковых установок). Составы дислоцировались на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство рассредотачивались.

В каждой из дивизий имелось управление и по четыре ракетных полка (всего в дивизии 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения мероприятия по замене изношенного железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.

С 1991 года, после встречи лидеров СССР (Горбачёв) и Великобритании (Тэтчер), были введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК, они несли боевое дежурство в пункте постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны. В феврале — марте 1994 один из БЖРК Костромской дивизии осуществлял выезд на железнодорожную сеть страны (БЖРК доехал как минимум до Сызрани).

Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось три рд (Кострома, Пермь и Красноярск), всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003—2007 годов были утилизированы (уничтожены) все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

В начале мая 2005 года, как официально объявил командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов, БЖРК снят с боевого дежурства в РВСН. Командующий сообщил, что взамен БЖРК с 2006 года в войска начнёт поступать грунтовый подвижный ракетный комплекс «Тополь-М»


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - вагон ледник

Белый вагон ледник.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -

СО (Серго Орджоникидзе) — советский магистральный товарный паровоз типа 1-5-0.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - Милаха автомотриса

Милаха автомотриса!
АВ АМ МОТ 758 — пассажирская 4х-осная дизельная автомотриса. Изготовлена в Румынии на заводе Малакса в 1939 г. Поступила на советские дороги во время войны 1941-45 гг. Использовалась руководством Октябрьской ж.д. до 1989 г.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - Милаха автомотриса


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - Тепловоз Щ-эл-1 — Первый тепловоз, созданный в Советском Союзе

Тепловоз «Щ-эл-1» — Первый тепловоз, созданный в Советском Союзе. Он был изготовлен в Ленинграде, в 1924 году по проекту инженера Якова Гаккеля при участии конструктора паровозов Александра Раевского. С самого момента появления двигателя внутреннего сгорания инженеры пытались применить его и для локомотивной службы, однако это вызывало серьезные трудности. В отличие от паровой машины и электродвигателя, развивающих максимальное тяговое усилие при трогании локомотива с места, двигатель внутреннего сгорания устойчиво работает только при большом числе оборотов. Он не способен осуществить трогание локомотива без специального устройства-посредника, аналогичного по назначению автомобильной коробке передач. Этим приспособлением на тепловозе стала электрическая передача. Дизельный двигатель вращает якорь генератора, дающий в свою очередь энергию электродвигателям, которые через редукторы вращают колесные пары. В дальнейшем такая схема стала стандартной для большого числа отечественных тепловозов. На тепловозе были установлены демонтированный с подводной лодки «Лебедь» английский дизель, изготовленный на заводе Виккерса, и тяговые генераторы рижского завода Вольта, также предназначенные для подводных судов. Механическая часть была изготовлена заводом «Красный Путиловец». Сборка тепловоза осуществлялась на Балтийском судостроительном заводе.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - Боевой железнодорожный ракетный комплекс - БЖРК Молодец

И снова Молодец


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - Дрезина. Кто из мальчишек Советского Союза не мечтал покататься на такой?

Дрезина. Кто из мальчишек Советского Союза не мечтал покататься на такой?


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - Промышленный бестопочный паровоз № 9305

А что это за зелёная милаха? Это бестопочный паровоз…

Промышленный бестопочный паровоз № 9305.
Построен заводом Шварцкопф (Германия) для СССР в 1928 г.Работал на Туапсинском нефтеперерабатывающем заводе.

Бестопочный паровоз — тип паровоза, не имеющий топки (и, соответственно, дымовой трубы). Пар, необходимый для его работы, производится не на самом паровозе, а на стационарной установке, откуда периодически нагнетается в расположенный на паровозе паровой котёл-аккумулятор. Паровой котёл такого паровоза конструктивно представляет собой замкнутый цилиндрический сосуд с усиленной теплоизоляцией. При подготовке бестопочного паровоза к работе котёл на 60—70 % заполняется водой, после чего через один или несколько патрубков в него нагнетается перегретый пар высокого давления, нагревающий воду до кипения. При работе давление пара в котле постепенно падает, что приводит к снижению температуры её испарения, и вода в котле вновь закипает, тем самым добавляя ещё пара.

Недостатком бестопочных паровозов по сравнению с обычными является ограниченный радиус действия; но в то же время отсутствие топки, и, соответственно, огня и искр, даёт им значительное преимущество в пожаробезопасности. Благодаря этому бестопочные паровозы получили широкое распространение на нефтеперегонных, деревообрабатывающих и бумажных предприятиях и иных пожароопасных производствах. Кроме того, таким паровозам почти не требуется котельный ремонт, а обслуживать их может один машинист.

Появление бестопочного паровоза стало возможным благодаря открытию, сделанному американским инженером-механиком Якобом Перкинсом — в 1823 г. он обнаружил, что понижение давления в котле, содержащем почти кипящую воду, приводит к дополнительному парообразованию. Этот факт позволил другому американцу, Эмилю Ламму, построить в 1873 г. небольшой локомотив, не нуждавшийся в топке — первый бестопочный паровоз. Он предназначался для городской железной дороги в Новом Орлеане и был призван заменить там конку. Котёл локомотива наполняли паром в 200°C и следующая заправка ему требовалась через 10 км пути.

Локомотивы подобной конструкции в октябре того же, 1873, года начали работать на городских линиях Нью-Йорка и Чикаго. Будучи усовершенствованы Леоном Франком (Leon Francq), в 1875 г. бестопочные паровозы появились в Европе, где начали водить поезда на пригородных маршрутах Парижа. Однако, с началом массовой электрификации городских и пригородных линий, их применение сошло на нет, и своё «второе рождение» бестопочные паровозы пережили в 1910 г. — уже как промышленные и маневровые локомотивы.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - Промышленный бестопочный паровоз № 9305


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - Крокодил — Электровоз ЭП (ГЭТ)

Крокодил — Электровоз ЭП (ГЭТ) — промышленный электровоз постоянного тока, строившийся в СССР в 1930-х годах. Локомотивы этой серии предназначались для грузовых перевозок на трамвайных линиях и на путях предприятий. Прозвище «Крокодил» вскоре получили почти все промышленные электровозы капотного типа с кабиной по центру за характерный профиль.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - Крокодил — Электровоз ЭП (ГЭТ)

В профиль действительно похож на крокодила!:)


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - Электровоз Сс — (Сурамский советский)

Электровоз Сс — (Сурамский советский) — первый электровоз постоянного тока, построенный в Советском Союзе. Первые электровозы в СССР появились на Сурамском перевальном участке Закавказской железной дороги. Тяжелый горный профиль, отсутствие специальных типов паровозов, быстрый рост перевозок (в том числе транспортировка бакинской нефти в порты Грузии) обусловили возникновение идеи о необходимости электрификации данного участка.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - Паровоз ЭР 791 81 в разрезе

Паровоз ЭР 791 81 в разрезе. Здесь показано как тепловая энергия преобразовывалась в механическую.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - Вперёд к коммунизму!

Вперёд к коммунизму!
Конечно, сейчас этот лозунг кажется смешным. Но тогда хоть куда-то шли вперёд… а сейчас? К чему мы идём? К личному обогащению? Элита таки обогатилась… а рабочие, фермеры, малый бизнес? Ладно, не буду о грустном… мы же за паровозики тут:)


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - ТЭ5-20-032 — Версия тепловоза для холодных регионов

ТЭ5-20-032 — Версия тепловоза для холодных регионов. Предполагалось, что проводить его обслуживание изнутри кабины будет теплее и проще. Увы, на север он так и не попал — работал где-то в Азии.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - На знамени – профиль Сталина

На знамени – профиль Сталина. Я много читаю про репрессии… но нельзя вычеркивать из истории даже тирана… не получится. Так что памятник Сталину нужен.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - ТЭП10 — тепловоз с электрической передачей пассажирский Стрела

ТЭП10 — тепловоз с электрической передачей пассажирский. Именное обозначение — «Стрела».


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - Электровоз ЧС4 имени юного героя-подпольщика Казика Гапоненко

Электровоз имени юного героя-подпольщика Казика Гапоненко.
Являлся участником Киевского подполья, был связным. Попал в гестапо, был казнен. Посмертно награжден медалью «За боевые заслуги».
Интересно, что сейчас НА Украине про советских героев пишут? (но мы таки снова за политику, возвращаемся к паровозикам:)

ЧС4 (ЧехоСловацкого производства, тип 4; заводские обозначения типа — с 52E0 по 52E5) — пассажирский односекционный шестиосный электровоз переменного тока. Выпускался заводом Skoda с 1965 по 1972 годы для советских железных дорог.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - ЧС4


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - ТЭП80 - 5 октября 1993 года ТЭП80-0002 разогнался до скорости 271 км в час

Знаменитый ТЭП80. Увы, эта серия так и осталась экспериментальной — всего было выпущено два тепловоза.

Именно этому локомотиву принадлежит рекорд скорости для тепловозов. На октябрьском ходу 5 октября 1993 года ТЭП80-0002 разогнался до скорости 271 км в час.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - раненного бойца затаскивают в обычный пассажирский вагон

Фигуры белые, так как предполагается, что будет еще дополненная реальность. А раненного бойца затаскивают в обычный пассажирский вагон, который имел хитрую конструкцию тамбура, чтобы во время войны служить санитарным.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - ТЭ1 (тепловоз с электрической передачей, 1-я модель)

ТЭ1 (тепловоз с электрической передачей, 1-я модель) — советский шестиосный грузопассажирский тепловоз мощностью 1000 л. с., выпускавшийся с 1947 по 1950 г. на Харьковском заводе транспортного машиностроения при участии Харьковского электротягового завода (ХЭТЗ) и московского «Динамо». Был создан по личному указанию И. В. Сталина и является копией американского Да, поставлявшегося по ленд-лизу. Не будучи первым советским тепловозом вообще, ТЭ1 стал первым в стране тепловозом, выпускаемым серийно после войны (советское производство магистральных тепловозов было прервано за десять лет до этого, с 1941 года).

Тепловоз «ТЭ3-1001» был построен Коломенским заводом в 1956 году и стал первым послевоенным тепловозом этого завода, который вскоре был переименован из паровозостроительного в тепловозостроительный.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - П36-0251 - последний экземпляр серии П36, последний паровоз постройки Коломенского завода и последний пассажирский паровоз, построенный для железных дорог Советского Союза

П36-0251 - последний экземпляр серии П36, последний паровоз постройки Коломенского завода и последний пассажирский паровоз, построенный для железных дорог Советского Союза.

Почти «совершенный» пассажирский паровоз. Некоторые из них водили "Красную стрелу". Англоговорящие поклонники паровозов именуют эту модель "King of Steam". Паровоз этот использовался на Уссурийском заводе "Дальводреммаш" в качестве котельной. Его перевезли на Октябрьскую железную дорогу, восстановили и сейчас им можно любоваться.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - П36-0251 - последний экземпляр серии П36, последний паровоз постройки Коломенского завода и последний пассажирский паровоз, построенный для железных дорог Советского Союза

Огромные колеса!


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России - П36-0251 - последний экземпляр серии П36, последний паровоз постройки Коломенского завода и последний пассажирский паровоз, построенный для железных дорог Советского Союза

Последний паровоз – вид в профиль…


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  - Часть 23. Музей железных дорог России -

На этом с паровозиками завершаем, в следующей части отправимся в Меншиковский дворец (в Питере, а не в Ораниенбауме, мы там уже были, у меня все ходы записаны:) Ту-ту!!!

Дальше=>>>

<<<=на Родные, морские и заморские записки


На моём сайте всё бесплатно, но если вам что-то понравилось и Вы хотите отблагодарить, то можете кидать семирублёвые монетки сюда:)

Copyright © 2000-2018
Сергей Семёркин