Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки


Часть 14. Эрмитаж – 2 этаж, Леонардо да Винчи, Тициан, часы павлин и другие шедевры

Продолжаем галоп по сокровищницам Эрмитажа. Поднимаемся на второй этаж. Моя цель была найти шедевр Рембрандта – Возвращение блудного сына, но это оказалось не так просто…:)


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки - Эрмитаж - 2 этаж - лестница


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж - Бернардино Фунгаи, Великодушие Сципиона Африканского

Бернардино Фунгаи, Великодушие Сципиона Африканского.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - 2 этаж -


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж - Рождение Иисуса в яслях

Рождение Иисуса в яслях.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж - Пьетро Перуджино, Святой Себастьян

Пьетро Перуджино, Святой Себастьян.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - 2 этаж - В этом зале мы увидим двух Мадонн Леонардо да Винчи

В этом зале мы увидим двух Мадонн Леонардо да Винчи. Рядом с ними надолго залипают экскурсии. Но мне повезло сделать кадр почти без людей.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж

Лишь бросим взгляд на время, точнее на интересные часики…


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - 2 этаж -

И дверь… такую в хрущовку не поставишь… только положишь и она займёт всю комнату…:)


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - 2 этаж - Леонардо да Винчи, Мадонна с младенцем (Мадонна Лита)

Леонардо да Винчи, Мадонна с младенцем (Мадонна Лита)

Любезная Википедия подсказывает, что название картины происходит от миланского семейства Литта, в собрании которого она находилась большую часть XIX века.

Мнения искусствоведов относительно авторства картины расходятся. Часть их полагает, что картина принадлежит кисти ученика Леонардо Джованни Больтраффио или Марко д’Оджоно. Эрмитаж, однако, настаивает на собственноручном авторстве Леонардо да Винчи.

На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины — стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.

Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с широкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент.

Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к миланской аристократической семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции.

Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её последнего (по указанию каталога Эрмитажа) владельца — герцога Антонио Литта (1819—1866), владельца фамильной картинной галереи в Милане, (и через Джулио Ренато Литта — родственник Потемкина и Скавронских).

В 1864 году он обратился в Эрмитаж с предложением продать её вместе с несколькими другими картинами. В 1865 году вместе с другими тремя картинами («Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино; «Венера, кормящая Амура» Лавинии Фонтана) «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков.

На авторство Леонардо указывает эскиз головы Мадонны, который хранится в Лувре. Тем не менее многие искусствоведы обращают внимание на необычные для авторской манеры Леонардо элементы картины, в частности, на неестественную позу младенца. Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего — Больтраффио.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - 2 этаж - Леонардо да Винчи, Мадонна с младенцем (Мадонна Бенуа)

Леонардо да Винчи, Мадонна с младенцем (Мадонна Бенуа) - ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.

«Мадонна с цветком» — одна из первых работ молодого Леонардо. В галерее Уффици во Флоренции хранится рисунок со следующей записью: «…бря 1478 года начал две Девы Марии». Считается, что одной из них является «Мадонна Бенуа», а второй «Мадонна с гвоздикой» из Мюнхена.

Вполне вероятно, что обе картины были первыми работами Леонардо как самостоятельного живописца. На тот момент ему было всего 26 лет и уже шесть лет, как он покинул мастерскую своего учителя Андреа Верроккьо. У него уже был собственный стиль, но, разумеется, он в большой степени опирался на опыт флорентийцев XV века. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем», исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Как следствие, для обеих картин общими чертами являются как трёхчетвертной поворот тел, так схожесть образов: юность обеих Мадонн и крупные головы Младенцев.

Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутёмной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно. Его зеленоватый свет не может рассеять полумрак, но в то же самое время является достаточным, чтобы высветить фигуру Мадонны и юного Христа. Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху. Благодаря ему мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур.

«Одну из первых самостоятельных работ молодого живописца отличает новизна трактовки сюжета, решенного как жизненная сцена, где молодая мать, одетая в костюм современниц Леонардо и причесанная по моде тех лет, играя с сыном, протягивает ему цветок крестоцвета. Традиционный символ распятия воспринимается как невинная игрушка, к которой по-детски неловко тянется младенец Иисус, вызывая улыбку юной мадонны, любующейся первыми попытками сына освоить мир».

В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. И хотя краски за пять столетий неизбежно изменились, став менее яркими, всё же отчётливо заметно, что молодой Леонардо отказался от традиционной для Флоренции пестроты красок. Вместо этого он широко использует возможности масляных красок, чтобы точнее передать фактуру материалов и нюансы светотени. Голубовато-зелёная гамма вытеснила с картины красный свет, в который обычно облачали Мадонну. В то же время для рукавов и плаща был выбран охристый цвет, гармонизирующий соотношение холодных и тёплых оттенков.

«Мадонна» работы Леонардо была широко известна художникам того времени. И не только итальянские мастера использовали в своих работах приёмы молодого да Винчи, но и живописцы из Нидерландов. Считается, что не менее десятка работ выполнено под его влиянием. Среди них картина Лоренцо ди Креди «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из Дрезденской картинной галереи, а также «Мадонна с гвоздиками» работы Рафаэля. Однако затем её следы затерялись, и в течение столетий картина Леонардо считалась потерянной.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - 2 этаж - Тициан (Тициано Вечеллио), Портрет папы Павла III

Тициан (Тициано Вечеллио), Портрет папы Павла III


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж - Тициан (Тициано Вечеллио), Даная.

Тициан (Тициано Вечеллио), Даная.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - Мальчик с няней

Мальчик с няней. Лицо няни очень фактурное, фотография не передаёт мастерство живописца.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж -

Мастерская Тициана.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - Парис Бордон, Портрет дамы с мальчиком

Парис Бордон, Портрет дамы с мальчиком (середина 1530-х годов)


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж

Давайте немножко отдохнём от живописи и посмотрим на кувшинчики и вазы с бутылками… (так кофеем перебивают ароматы в парфюмерных магазинах…), ибо слишком много шедевров мозг сразу не воспринимает…


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - 2 этаж - Джон Гибсон, Психея на Зефирах

Джон Гибсон, Психея на Зефирах (хорошее название для наркотиков, но автор категорически против наркотиков и особенно наркодиллеров, они должны сидеть в тюрьме! Жеглов не даст соврать!:)


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж - Приписывается Лоренцо Лоренцетто, Мёртвый мальчик на дельфине

Приписывается Лоренцо Лоренцетто, Мёртвый мальчик на дельфине

Италия. Флоренция, Конец XVI - начало XVII в.

Нашёл в сети описание, автор - Алина Алексеева-Маркезин:

ЛЕГЕНДЫ О МАЛЬЧИКЕ И ДЕЛЬФИНЕ.

Возле Иасоса жил мальчик Дионисий, названный, по-видимому, в честь бога виноделия. Летом Дионисий и его школьные друзья почти все время проводили у моря; однажды, когда Дионисий купался, к нему подплыл дельфин, поднял его к себе на спину и поплыл с ним в открытое море. Мальчик испугался, но дельфин плыл осторожно, вскоре повернул обратно и доставил Дионисия в целости и сохранности на берег. После этого дельфин стал часто приплывать, чтобы поиграть с мальчиком, и те, кто сомневались в правдивости рассказов, могли прийти на берег и убедиться в этом сами.

У этой истории грустный конец. Однажды дельфин, стремясь как можно дальше сопровождать Дионисия, оказался на отмели, не сумел уйти в море и умер на песке. Он был слишком тяжелым и скользким, и мальчик не смог сам стащить его в воду, а на берегу, очевидно, некому было ему помочь. Это заставляет думать, что посещения дельфина стали обычным явлением и не собирали больше толпу любопытных. Слух об этой замечательной дружбе дельфина и мальчика дошел до Александра Македонского, лишь недавно отвоевавшего Карию у персов. Молодой царь счел это знаком особого расположения бога моря к Дионисию и назначил мальчика верховным жрецом храма Посейдона в Вавилоне

В Иасосе появилась даже вторая легенда, правда, значительно позднее первой. Мы знаем ее в передаче Эгесидемуса. По его словам мальчика звали Гермий. Однажды, когда Гермий, так же как Дионисий, катался на дельфине, внезапно разразился сильный шторм. Мальчика смыло в море и он утонул. Дальше цитируем Плутарха, который передает этот рассказ так: «Дельфин подобрал тело, вынес его на берег и остался лежать на песке, чтобы умереть, так как полагал, что должен разделить участь мальчика, за жизнь которого он считал себя в ответе. В память об этом трагическом случае жители Иасоса стали чеканить монету с изображением мальчика верхом на дельфине».

Этот рассказ служит хорошим примером того, как иногда люди стремятся объяснить поступки животных чисто человеческими мотивами, в то время как для них существует другое объяснение. Факты, о которых пишет Плутарх, очевидно, частично достоверны.

Возможно, дельфин действительно вытолкнул тело мальчика на берег, возможно, что и сам он оказался на песке и умер. Однако слова Плутарха, будто дельфин считал, что он должен разделить участь мальчика, свидетельствуют о желании приписать животным человеческие чувства. Однако, ни у кого не вызывает сомнений правдивость истории о дельфине и мальчике, случившейся во времена Плутарха, но дошедшей до нас из Италии.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж - Яркая такая тарелочка… описание сфоткать не успел. Много полуголых женщин:)

Яркая такая тарелочка… описание сфоткать не успел. Много полуголых женщин:)


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж - Ещё одна яркая тарелочка… тут уж голый мужчина в полный рост:)

Ещё одна яркая тарелочка… тут уж голый мужчина в полный рост:)


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж - А, узнаю брата Колю! Точнее рождение Венеры:)

А, узнаю брата Колю! Точнее рождение Венеры:)


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - 2 этаж - Отличный подсвечник

Отличный подсвечник – но к такому свечедержцу подавай дворец, на меньшее он не согласен!


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж - столик внушает уважение, и вазы ничего так себе!

И столик внушает уважение, и вазы ничего так себе!


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж

Венеция, был я там:)


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - 2 этаж - По улицам слона водили, точнее двух…

По улицам слона водили, точнее двух…


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - 2 этаж - Ой, это из мифов древней Греции. Какого-то красивого юношу убивает кабан… или наоборот:)

Ой, это из мифов древней Греции. Какого-то красивого юношу убивает кабан… или наоборот:)


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - Бартоломеус Матон, Астроном.

Бартоломеус Матон, Астроном.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж - Николас (Класс) Берхем, Похищение Европы

Николас (Класс) Берхем, Похищение Европы


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж - Тут какая-то эротика… старик с бородой соблазняет двух молодых, обнажённых дам… а ведь сюда дети до 16 лет ходят:)

Тут какая-то эротика… старик с бородой соблазняет двух молодых, обнажённых дам… а ведь сюда дети до 16 лет ходят:)


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - Ваза с золотыми мужиками.

Ваза с золотыми мужиками.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж

Вот эта парная картина мне очень понравилась! Две пожилые женщины, одна читает, другая что-то делает (или это одна женщина, уж больно они-она похожи:) Простите за моё отражение в стекле, но угол падения, равен углу отражения. И этот закон нельзя изменить.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - 2 этаж - Адам, Ева и их пра-пра-пра-пра-пра-пра-правнуки и правнучки:) Конечно, они смотрят не на картину, а в смартфон.

Адам, Ева и их пра-пра-пра-пра-пра-пра-правнуки и правнучки:) Конечно, они смотрят не на картину, а в смартфон.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж - Тут пир горой. А ведь Минздрав предупреждает…

Тут пир горой. А ведь Минздрав предупреждает…


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - Лукас Кранах Старший, Мадонна с младенцем под яблоней

Лукас Кранах Старший, Мадонна с младенцем под яблоней (около 1530 г.)


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - 2 этаж - Лукас Кранах Старший, Венера и Амур.

Лукас Кранах Старший, Венера и Амур. Мы же знаем, что Амур – опасный мальчонка…:)


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - 2 этаж - Часы Павлин

Одна из жемчужин Эрмитажа!

Часы «Павлин» — часовой автомат работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фредерика Юри, которые постоянно экспонируются в Павильонном зале Малого Эрмитажа.

Часы изготовлены в Великобритании, в Лондоне в 1770-е годы. Материал: бронза, серебро, стразы, золочение. Уникальность этих часов заключается в том, что они до сих пор находятся в рабочем состоянии (часы работают, а сам Павлин заводится каждую среду в 20:00), и это единственный во всем мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений. Хранитель — Михаил Петрович Гурьев, заведующий Лабораторией часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - 2 этаж - Часы Павлин

В 1777 году известный политический деятель, фаворит императрицы Екатерины князь Григорий Потёмкин, решил приобрести одно из изделий Джеймса Кокса в подарок[уточнить] для государыни. Это был знаменитый автомат из позолоченной меди, первоначально позолота была разноцветной: хвост павлина был золотисто-изумрудный, а его туловище местами покрывали цветные лаки.

В бумагах канцелярии Зимнего дворца, относящихся к приобретениям императрицы Екатерины II в 1781 году, указаны выплаты (30 сентября и 14 декабря) часовых дел мастеру Юри, за доставленные из Англии часы в сумме 11000 рублей (около 1800 фунтов стерлингов). Выплата была произведена из личных средств императрицы по письму князя Потемкина.

При перевозке части механизма подверглись повреждениям и нуждались в ремонте. Собрал эти часы в России Иван Кулибин, которому часы были доставлены в нескольких корзинках в виде груды деталей, некоторых причём недоставало. Потемкин не увидел свой подарок собранным, так как скончался в 1791 году. После смерти князя императрица Екатерина II забрала в казну дом Потёмкина — Таврический дворец, в нём диковинные часы стояли несколько лет, а затем в 1797 году были доставлены в Эрмитаж.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки  Эрмитаж - 2 этаж - Часы Павлин

Есть версия, что над созданием часов также трудился английский мастер-часовщик Фредерик Юри, так как в одном месте, на пружинном барабане фигуры петуха выгравирована буква J (Jury). Но был ли Фредерик Юри автором всей композиции или же только принимал участие в её изготовлении — неизвестно. Однако именно Юри доставил этот шедевр в Петербург.

Одна из заставок телеканала «Культура» представляет собой кадры «павлина», снятого с разных ракурсов. Последний раз эта заставка использовалась в эфире канала 16 января 2018 года.

В автомате целых четыре механизма: один часовой и три, приводящие в движение фигуры. Порядок работы заведённого автомата имеет глубокий смысл: первой просыпается сова — символ ночи, звенят колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и лапкой, вращает глазами. Движения совы и мелодичный звон колокольчиков сопровождают весь процесс. Далее сам павлин грациозно кланяется маленькой головкой и распускает свой золотой хвост — символ солнца. Павлин поворачивается и показывает оборотную сторону своего хвоста — посеребрённую поверхность, символизирующую ночь. Последним оживает петух.

Первоначально павлин был наделен голосом. Несохранившийся механизм приводил в действие трещотку, имитировавшую крик птицы. Павлин начинал "звучать" в тот момент, когда распускался его хвост. Петуха, криком которого завершалось представление, озвучивает крошечный органчик с мехом и одной языковой трубочкой. Особое устройство быстро изменяет высоту тона и прерывает поступление воздуха в органчик.


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж - Стол с любопытными картинами

Стол с любопытными картинами. Его только можно минут так н-цать рассматривать… но тогда мало что в Эрмитаже увидишь. Побежали дальше!


Имперский Санкт-Петербург, дворцы и девушки -  Эрмитаж - 2 этаж - Вот бы и нам таких тигров и колесницу – по музею бы рассекали!:)

Вот бы и нам таких тигров и колесницу – по музею бы рассекали!:)

В следующей части мы – очень на это надеюсь! – доберемся до Рембрандта с его блудным сыном…

Дальше=>>>

<<<=на Родные, морские и заморские записки


На моём сайте всё бесплатно, но если вам что-то понравилось и Вы хотите отблагодарить, то можете кидать семирублёвые монетки сюда:)

Copyright © 2000-2018
Сергей Семёркин