Москва-2022

Часть 10. Живописный мост и Ростокинский акведук

В этой части увидим две достопримечательности, которые далеко не каждый турист в Москве видел. При этом они есть в путеводителях, но как бы на отшибе и специально посмотреть Живописный мост или Ростокинский акведук не каждый турист выберется. Только матёрый путешественник потратит своё время и силы:)

Видео: Живописный мост и Ростокинский акведук — на мосту есть проблемы со звуком от сильного ветра (снимал на смартфон).


Москва-2022 - Часть 10. Живописный мост и Ростокинский акведук

Добираться до Живописного моста на общественном транспорте надо сначала на метро, потом на автобусе. Я подъехал со стороны жилого комплекса Континенталь.


Москва-2022 - Часть 10. Живописный мост и Ростокинский акведук

Вот что пишет любезная Википедия про Живописный мост: Вантовый мост через Москву-реку. Расположен на северо-западе Москвы, входит в состав Краснопресненского проспекта и проспекта Маршала Жукова. Первый вантовый автодорожный мост в Москве. Самый высокий мост такого типа в Европе на момент строительства. Получил название по находящейся рядом Живописной улице. Открыт 27 декабря 2007 года. Авторы архитектурной и конструктивной идеи моста - группа инженеров НПО «Мостовик» и ОАО «Метрогипротранс», главный инженер проекта моста - Валерий Курепин. Автор проекта подвесной капсулы - архитектор Николай Шумаков.

В 2011 году власти Москвы выступили с идеей организации ЗАГСа на Живописном мосту. Один зал должен был располагаться на правом берегу моста у подножия опор, в здании бывшей строительной бытовки, а второй — внутри смотровой площадки. Изначально открытие дворца бракосочетаний запланировали на 2014 год: тогда же провели работы по оформлению интерьеров помещения, однако впоследствии часть их элементов была утеряна, кроме того, возникли проблемы с отоплением смотровой площадки, угрожавшие её устойчивости. В 2016-м основные строительные работы были завершены, но возникли сложности с оборудованием лифтов. Год спустя проекты лифтов с криволинейными шахтами, отвечающие конструкции капсулы, взяла на себя французская фирма. Открытие ЗАГСа было запланировано на 2018 год, но не состоялось...


Москва-2022 - Часть 10. Живописный мост и Ростокинский акведук

Смотровая площадка Живописного моста состоит из трёх зданий: основного здания в верхней части арки, мостика-галереи на правобережной опоре арки и эвакуационного мостика с выходом в Серебряный Бор. Основное здание смотровой площадки имеет форму эллипсоида. Его длина составляет 33 м, ширина — 24 м, высота — 13 м, вес — 1000 тонн. Оно остеклено и оборудовано электрообогревом для удаления снега и наледей. Для попадания в здание с моста предусмотрено два подъёмника, ещё два эвакуационных подъёмника установлено на случай чрезвычайных ситуаций.

Первоначально там планировалось размещение ресторана; впоследствии замысел был отменён. По состоянию на 2017 год, внутреннее пространство эллипсоида не оборудовано и закрыто для посещений, работы по отделке и благоустройству помещения продолжаются…


Москва-2022 - Часть 10. Живописный мост и Ростокинский акведук

Хорошёвский мост и жк «Континенталь».


Москва-2022 - Часть 10. Живописный мост и Ростокинский акведук

А это коттеджный посёлок «Берег столицы». В сентябре 2022 года он ещё не был достроен (судя по виду). Вы бы хотели в таком жить? Интересно, что бы про него сказал Варламов:)


Москва-2022 - Часть 10. Живописный мост и Ростокинский акведук

Легенды Живописного моста:
- эллипсоид (смотровая площадка) проектировался по подобию кепки тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова;
- эллипсоид является стратегическим объектом, агенты которого стремятся установить контакт с внеземными цивилизациями;
- свадьбы там проводят за очень большие деньги;
- если обойти мост со всех сторон, то через 30 дней встретишь свою любовь.


Москва-2022 - Часть 10. Живописный мост и Ростокинский акведук


Москва-2022 - Часть 10. Живописный мост и Ростокинский акведук

Если интересно, почему ЗАГС так и не построили, то почитайте подробности в комсомолке:
"Хотели свадьбы на небесах, но брак".


Москва-2022 - Часть 10. Живописный мост и Ростокинский акведук

Хорошёвский мост.


Москва-2022 - Часть 10. Живописный мост и Ростокинский акведук

По пути к Ростокинскому акведуку мы видим «Дом на ножках» у ВДНХ - необычное здание должно было стилистически подчеркнуть скульптурную группу «Рабочий и колхозница». Изначально планировалось, что дом серии II-57 станет основой для будущего массового строительства похожих зданий. Но по иронии судьбы сооружение оказалось последним в своей модификации.


Москва-2022 - Часть 10. Живописный мост и Ростокинский акведук

Ростокинский акведук - гидротехническое сооружение упразднённого Мытищинского водопровода, единственный сохранившийся акведук из пяти построенных для этой системы. Проходит над долиной реки Яузы, построен в 1783–1784 годах. Ростокинский акведук известен под неофициальным названием «Миллионный мост». Хотя некоторые авторы указывают, что только на возведение акведука был потрачен 1 миллион рублей, в действительности сопоставимую сумму из государственного бюджета выделили на строительство всего водопровода. Акведук использовался по прямому назначению до 1902 года, после чего он 60 лет служил опорой для водопроводной магистрали, а с 1962-го по 2004-й — для теплотрассы. С 2007 года Ростокинский акведук, переоборудованный в пешеходный мост, является главной достопримечательностью столичного парка отдыха. В 1960-м был причислен к памятникам архитектуры государственного значения.

Вплоть до XVIII века жители Москвы использовали для получения питьевой воды преимущественно колодцы и небольшие пруды. Острая нехватка источников наступила уже в петровское время, когда на весь город осталось только три колодца с чистой водой: Андроньевский, Трехгорный и Преображенский. Внутригородские водные ресурсы — небольшие речки и Москва-река — были сильно загрязнены. Частично ситуацию усугубляли сами жители, которые выбрасывали в воду или оставляли на льду мусор. Существенную опасность представляли построенные на берегах рек предприятия, которые спускали в водоёмы промышленные стоки. Грязная вода неоднократно становилась источником инфекционных заболеваний: дизентерии и холеры.

В 1771-м Москву охватила эпидемия чумы, после которой власти всерьёз обеспокоились санитарными условиями в городе. В качестве первоочередной меры было решено обеспечить город чистой питьевой водой. В 1778 году глава Гидравлического корпуса генерал-поручик Фридрих Вильгельм Бауэр исследовал подмосковные источники воды и в качестве самых мощных выбрал Мытищинские ключи. 28 июля 1779 года императрица Екатерина II поручила «произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы». С этой даты началась история Мытищинского водопровода. На строительство была выделена колоссальная сумма денег — 1,1 млн рублей; московскому главнокомандующему было предписано ежедневно отправлять на стройку 400 солдат. Работы шли медленно, а на время Русско-турецкой войны вообще были остановлены. Екатерининский водопровод был введён в эксплуатацию только в 1804 году, к этому времени общие расходы на проект в 1,5 раза превысили начальный бюджет.


Москва-2022 - Часть 10. Живописный мост и Ростокинский акведук

Первый Мытищинский водопровод был самотёчным. Это стало возможным, поскольку ключи находились на 30 метров выше уровня Китай-города. По проекту генерала Бауэра в Мытищах были построены 28 кирпичных бассейнов. Ещё 15 бассейнов создал военный инженер Иван Герард, который руководил работами с 1783 года. Полученная из источников вода стекала по 20-километровой трубе в фонтаны на Трубной площади и Неглинке. Предполагалось, что по водопроводу в город ежедневно будет поступать 300 000 вёдер воды, но из-за просчётов в начальной конструкции этот уровень не был достигнут.

Большая часть Мытищинского водопровода пролегала под землёй. Вода текла по кирпичной трубе, которая опиралась на деревянные лежни. Поскольку в оригинальном плане не были предусмотрены напорные сооружения, для прокладки водопровода через долины и овраги были построены пять акведуков. Самым крупным из них стал Ростокинский, который получил своё название в честь одноимённого села на слиянии рек Яузы и Горянки.

В конструктивном плане он представлял собой мост с 21 аркой, аналогично римским акведукам. В качестве основного материала использовали белый известняк. Длина моста составляет 356 м, высота достигает отметки 15 метров. Ширина и высота водоканала — соответственно 0,9 и 1,2 м. Судя по снимкам XIX века, над водоканалом существовало деревянное перекрытие. В конце XVIII века Ростокинский акведук был самым большим каменным мостом в России.

Для своего времени Ростокинский акведук был исключительным сооружением, поэтому пользовался повышенным интересом. Вероятно из-за слухов о потраченных на строительство суммах он получил неофициальное название «Миллионный мост». Из знаменитых современников наиболее яркое высказывание оставил Николай Карамзин. Он назвал мост «монументом екатерининской благодеятельности». Императрица Екатерина II осмотрела построенный акведук ещё до запуска водопровода, когда посетила Москву в 1785 году. О сооружении она оставила лаконичный комментарий: «Он с виду лёгок как перо… и весьма прочен…».

Конструкция оказалась настолько надёжной, что в XIX веке акведук не подвергался перестройкам, хотя Мытищинский водопровод модернизировали несколько раз. Только в 1902 году мост был отремонтирован и приспособлен для прокладки двух чугунных 24-дюймовых (61-сантиметровых) труб. В советское время вода из Мытищ поступала в Москву до 1962 года. После этого по акведуку была проложена теплотрасса.


Москва-2022 - Часть 10. Живописный мост и Ростокинский акведук

В 2004—2007 годах акведук был отреставрирован и превращён в пешеходный мост. Специалисты демонтировали теплотрассу, построили перила и декоративную крышу, добавили архитектурную подсветку. Вокруг памятника архитектуры был создан парк с удобными дорожками и скамейками.

В 2013 году мост и окрестная территория были переданы в ведение ПКиО «Сокольники». В парке «Акведук» регулярно проводятся фестивали и праздничные мероприятия: от рождественских гуляний до мультимедийных шоу. Галерея акведука доступна посетителям в выходные и праздничные дни.

Мне не повезло, вроде бы был в Москве в день города, но по «Миллионному мосту» так и не прогулялся. Только рядом пройтись получилось… придется в столицу ещё вернутся:)


Москва-2022 - Часть 10. Живописный мост и Ростокинский акведук

На обратном пути от акведука не мог не сфотографировать «монумент с заставки Мосфильма»: «Рабочий и колхозница» — памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», признанный «эталон социалистического реализма». Представляет собой скульптурную группу из двух фигур, мужской и женской, которые устремлены вперёд и поднимают над своими головами серп и молот. Концепция и композиционный замысел принадлежат архитектору Борису Иофану, автор пластического воплощения — Вера Мухина. Монумент предназначался для павильона СССР на международной выставке в Париже в 1937 году, его спроектировали и собрали в Москве, затем разделили на 65 частей и перевезли во Францию, где провели монтаж вторично. Скульптура была выполнена из нержавеющей хромоникелевой стали, облицовка из листов 0,5 мм толщиной крепилась на внутренний каркас, совокупная масса монумента превышала 63 тонны.

После окончания выставки скульптуру перевезли в Москву и установили на десятиметровый постамент у Северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В Париже скульптура стояла на павильоне 34-метровой высоты. Из-за неаккуратного демонтажа и перевозки каркас и облицовку пришлось значительно изменить, отступив от оригинального проекта. В период с 1938 по 2003 год скульптуру практически не реставрировали, от коррозии и воздействия внешней среды она значительно обветшала.

В 2003—2009 годах выполнили реставрацию скульптуры, установили её на павильон, повторяющий оригинальный проект Иофана для парижской выставки. В цокольной части открыт Музей Веры Мухиной. После реставрации высота скульптуры составила 24,5 м, высота павильона-постамента — 34,5 м, общий вес каркаса вырос больше чем в два раза и составил 185 тонн.

В историю искусства XX века монумент «Рабочий и колхозница» вошёл как «один из трёх советских колоссов», наряду со скульптурами «Родина-мать» и «Воин-освободитель», наиболее точно отразивших дух своего времени. Сама Мухина описывала характер своей скульптуры как «безостановочный порыв». Воспевая труд и способность на подвиг ради общей цели, скульптор неоднократно подчёркивала отличие своего видения на «Рабочего и колхозницу» от взгляда Иофана:

...Получив... проект павильона, я сразу почувствовала, что группа должна выражать прежде всего не торжественный характер фигур, а динамику нашей эпохи, тот творческий порыв, который я вижу повсюду в нашей стране и который мне так дорог. <...> [мы] должны передать идеалы нашего мировоззрения, образ человека свободной мысли и свободного труда; мы должны передать весь романтизм и творческое горение наших дней. Вера Мухина, «Архитектурная газета», № 12, 1938

По мнению ведущего искусствоведа газеты «Коммерсант» Валентина Дьяконова, «Рабочий и колхозница» — это продолжение изобразительной традиции, связанной с культом демократической государственности, который возник в формах неоклассики во Франции после революции (в «Клятве Горациев» Жак Луи Давид повторяет позы тех же «Тираноборцев»). Пожалуй, самое яркое выражение этого культа — статуя Свободы на океанских воротах в США, сделанная опять же французом Огюстом Бартольди. Вера Мухина, в свою очередь, училась у Антуана Бурделя, ассистента Родена, автора многочисленных аллегорических монументов во славу республики.

Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому, где также символический жест «указывал на судьбы России». Женская фигура воплотила в себе собирательный образ 1930-х годов: у неё короткая стрижка, атлетическая фигура, голова не покрыта косынкой. Одежда — не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина. Она отражала феминизм визуальной пропаганды периода коллективизации — колхозница должна была ассоциироваться с могучим, плодородным началом. При этом моделью для скульптуры послужила 18-летняя Анна Ивановна Богоявленская, которую Николай Андреев и Вера Мухина случайно встретили на прогулке в парке. Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка, красавица». Для мужской фигуры позировали двое: тело лепили с бывшего танцора балета Игоря Басенко, а модель для лица Мухина выбрала на физкультурном параде — ею стал строитель Сергей Каснер.

Нестандартным решением было сделать рты фигур приоткрытыми — так скульптор добавила ещё больше динамики, словно герои поют или кричат. Шарф, движения рук, складки одежды давали горизонталь, которая уравновешивала стремящуюся вверх композицию павильона и делала её более гармоничной.

Скульптура также стала отражением успехов промышленности и технического прогресса начала XX века. Атрибуты в руках героев скульптуры — серп и молот — в 1937 году ещё трактовались в первую очередь как эмблемы мирного, свободного труда. При этом Мухина подчёркивала, что ставила целью не акцентировать внимание на предметах в руках фигур, а выразить идею и настроение композиции через пластику

На этом всё. Следующая часть будет финальная...

Дальше=>>>

<<<=на Морские и заморские записки

Copyright © 2000-2023
Сергей Семёркин