Москва златоглавая

Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Путешествие в «Новый Иерусалим» мне понравилось, и в то же время у меня возник вопрос: а надо ли было делать под Москвой подобный проект? Ладно, Никону было виднее. Сам храм, к сожалению, пострадал от наших богоборцев большевиков и фашистов в годы Великой Отечественной войны. Цена вопроса: билеты на электричку Москва Рижский – Новый Иерусалим (туда и обратно) – 322 рублей (сентябрь 2019 года). Поехали!:) Видео будет в конце статьи…


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - Станция Новоиерусалимская

Станция Новоиерусалимская. Москва и так «Третий Рим», а тут и «Новый Иерусалим».


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - торговый центр тоже назвали «Иерусалим»

Маркетологи не дремлют и торговый центр тоже назвали «Иерусалим», работает 24 часа:)


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - Мост через реку Истра

Мост через реку Истра – вдалеке за зелёнкой виден Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - Это прямо кадр из фильма Тарковского – трава под водой

Это прямо кадр из фильма Тарковского – трава под водой.


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - Свадебные замки на перилах моста

Свадебные замки на перилах моста – по мне так глупое это занятие… при разводе замочки распиливают болгаркой?:)


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -

Такое себе творчество из бетона…


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -

Дальше любезная Википедия будет рассказывать: Воскресенский Новоиерусалимский монастырь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в городе Истре Московской области.

Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины

Это не первая попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, на территорию России. Среди памятников, в которых могло отразиться влияние палестинского «первообраза», исследователи называют храм Покрова на Рву и проект «Святая Святых» в Московском Кремле (последний, задуманный ещё Борисом Годуновым, так и не был осуществлён. Остаётся открытым и вопрос, что могло послужить образцом для «Святая Святых» этого проекта — ветхозаветный Храм Соломона или храм Гроба Господня).


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -

Земли, на которых предполагалось расположить новую обитель, находились во владении вотчинников, и патриарх добился от царя Алексея Михайловича особого права приобретать земельные владения. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь. К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина Василия Шереметева, князя Алексея Трубецкого, стольника Романа Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова.

Окрестности будущей обители подверглись перепланировке: лес по берегу реки Истры вырублен, а холм, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплён. Прежние наименования были изменены на новые, взятые из евангельских текстов. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере — холм Фавор. На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха (до середины XIX века назывался «отходной пустынью»), в котором были размещены две церкви — Богоявления и апостолов Петра и Павла (освящены в 1662 году). Был также основан небольшой женский монастырь — Вифания, названный по городу, упомянутому в Новом Завете. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор (1656—1685), создан по образу и подобию Храма Гроба Господня.


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -

На строительные работы, для производства которых «требовалось огромное количество как квалифицированных мастеров, так и подсобной рабочей силы», были привлечены монастырские крестьяне, в том числе и из отдалённых вотчин. Крестьяне в своих челобитных жаловались на то, что, оторванные от дома, они лишены возможности заниматься собственным хозяйством. Положение занятых на работах не облегчало предоставление им некоторых льгот. Один из современных Никону писателей-старообрядцев критиковал патриарха за то, что «простых крестьян тяжкими труды умучил, созидаючи горкой свой Иеросалим».

В правление Петра I в Новом Иерусалиме так же, как и в других крупных обителях, был уменьшен штат монахов, на содержание которых выделялись из монастырских доходов ограниченные средства (остальное уходило в государственную казну). Кроме этого монастырь был обязан поставлять государству лошадей, фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян.

При Елизавете Петровне (1741—1761), взявшей монастырь под покровительство, материальное положение Нового Иерусалима улучшилось, увеличились его земельные владения. Благодаря императрице, выделившей 30 тысяч рублей, начался ремонт Воскресенского собора, шатёр ротонды которого обрушился в 1723 году.

Перед секуляризацией церковных земель Новый Иерусалим владел 13 935 (по другим данным — 16 287) душами мужского пола и 22 000 десятин земли. После Манифеста от 26 февраля (8 марта) 1764 года все монастырские крестьяне были переданы в экономические. У монастыря остались два подворья в Москве и 30 десятин земли. Сумма, отпущенная на содержание обители, составила 30 процентов от былых доходов. Однако большую часть доходов монастырю обеспечивало паломничество, не прекращались и поступления крупных частных вкладов. Монастырское подворье в Москве было сдано в аренду.

В 1762 и 1792 годах на территории монастыря произошли крупные пожары. Средства на восстановление были выделены Екатериной II.


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -

Монастырь в XIX — начале XX века стал одним из центров русского паломничества; с постройкой железнодорожной линии Москва-Виндава число посетителей возросло. За оградой монастыря каменные сооружения сменили деревянные гостиницы для состоятельных паломников и странноприимный дом — для неимущих, построено монастырское училище. К 1913 году монастырь ежегодно посещало около 35 000 человек.

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.

В 1941 году во время Великой Отечественной войны минёры немецко-фашистской дивизии СС «Райх» взорвали Воскресенский собор. Многие архитектурные памятники были уничтожены.


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -

В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века.

10 ноября 1993 года патриарх Алексий II подписал удостоверение своему представителю архимандриту Никите (Латушко), которому поручалось ведение переговоров с властями Московской области, Истринского района и руководством музея «Новый Иерусалим» о возвращении монастыря.

В 1994 году возобновлён ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. 18 июля 1994 года Священный синод Русской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря.

В 2014 году музей «Новый Иерусалим» переехал из стен монастыря в новое здание по соседству


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -

Некрополь Новоиерусалимского монастыря расположен внутри собора (захоронения XVII века) и собственно на его территории — по обеим сторонам церкви Константина и Елены. В ходе исследований 1999—2003 годов выявлено 100 целых или сохранившихся крупных частей надгробных памятников, среди них лишь небольшое количество объёмных архитектурных форм. Существенный урон некрополю был нанесён во время богоборческой кампании 1920-х — 1930-х годов и в результате взрыва собора в декабре 1941 года.

На начальном этапе строительства собора отчасти было скопировано расположение важнейших захоронений иерусалимского собора. В храме Гроба Господня в приделе Иоанна Предтечи (Адамовом) находились легендарные захоронения Адама и первого ветхозаветного священника Мелхиседека. Символично, что Никон завещал похоронить себя в приделе Иоанна Предтечи Воскресенского собора, там, где в Иерусалиме погребён Мелхиседек. Сохранилась белокаменная плита, на которой в стихотворной форме описан жизненный путь Никона. Автор эпитафии основателю монастыря — архимандрит Герман. В 1680-х годах в приделе установлена плита, сообщающая, что в храме Гроба Господня на этом месте погребены Готфрид Бульонский и Балдуин. В первом ярусе колокольни в Иерусалиме расположены гробницы иерусалимских патриархов, в первом ярусе колокольни Воскресенского собора — настоятелей монастыря (архимандритов Герасима, Германа). Из-за разрушения в 1941 году другие могилы утрачены, однако известно, что внутри собора продолжали хоронить и во второй половине XVIII века. Самые ранние захоронения в соборе — могилы Петра Заборского и иподиакона Никиты Никитина (под лестницей на придел Голгофы), в южной части погребён автор жизнеописания Никона Иван Шушерин (придел Архангела Михаила).

В соборе и около него находятся погребения членов семей, владевших окрестными землями и лиц, делавших вклады в монастырь: Бестужевых-Рюминых, Самариных, Нащокиных, Олениных, Загряжских, Сухово-Кобылиных (в том числе могилы отца и матери драматурга А. Сухово-Кобылина). В подземной церкви в приделе иконы богоматери «Утоли Моя Печали» похоронены жена и сын А. Суворова.


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -

Уже в январе 1942 года руины монастыря были обследованы бригадой работников Академпроекта. В 1942—1943 годах в мастерской «Академпроекта» под руководством А. В. Щусева на базе обмеров Ф. Ф. Рихтера был создан первый эскизный проект реставрации собора.

В 1975 году под руководством Б. Малхасова возведена глава центральной части собора. Критике подверглась форма купола, представлявшая собой нечто среднее между шлемовидной и луковичной, тогда как старый купол был шлемовидным, отмечалось искажение формы креста. Было также выявлено увеличение высоты главы по сравнению с довоенной более чем на 0,5 м. По заключению расширенного заседания сектора древнерусского искусства ВНИИ искусствознания от 31 января 1984 года, восстановленная глава собора «не имеет ничего общего ни с одной главой XVII века».


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -

В 1978—1979 годах на барабане центральной части собора установлена керамическая храмозданная надпись (повторение надписи 1830-х годов). В 1982—1983 годах по проекту Н. Любимовой реконструированы керамические подвески и наличники (убранные ещё во время ремонтных работ XVIII века) большой главы. Таким образом, глава получила архитектурную керамику, подобную украшениям XVII века, а не декор XVIII-го, сохранявшийся до её разрушения.

К 2014 году рядом с Воскресенским собором восстановлена уничтоженная в 1941 году немецкими войсками колокольня и установлены новые колокола.

Реставрация монастыря, который представляет собой единственную успешную попытку воссоздания образа Святой Земли, обошлась в 10 млрд рублей, из которых почти 1 млрд 300 млн составили народные пожертвования. К концу 2016 года реставрационные работы в монастыре были закончены.


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -


Москва златоглавая - Часть 53. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь -

Видео – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - вид снаружи

Видео – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - вид внутри

Шагаем дальше по Москве...=>>>

<<<=на Морские и заморские записки

Copyright © 2000-2020
Сергей Семёркин