Москва златоглавая

Часть 5. Новодевичье-2.


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Михаила Александровича Ульянова

Михаил Александрович Ульянов (20 ноября 1927, с. Бергамак, Муромцевский район, Тарский округ, Сибирский край — 26 марта 2007, Москва) — советский и российский актёр, режиссёр театра и кино, педагог, общественный деятель, автор книг. Герой Социалистического Труда (1986). Народный артист СССР (1969). Лауреат Ленинской премии (1966), Государственной премии СССР (1983), Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1975) и Премии Президента Российской Федерации (1999). Лауреат премии «Ника» (1999)[6]. Один из наиболее ярких и самобытных артистов Советского Союза и постсоветской России.

Результатом многолетней актёрской карьеры стали несколько десятков ролей на сцене и около 70 — в кино. Критик Валерий Кичин писал: «Это был актёр, которому подвластны любые краски — от высокой патетики до гротеска, от народной драмы до цирковой эксцентриады». Театр имени Е. Б. Вахтангова был для него неотделимой частью жизни, «вторым домом», без которого он себя не представлял. В нём он переиграл множество крупных исторических личностей (Иосифа Сталина, Марка Антония, Гая Юлия Цезаря, Ричарда III, Наполеона Бонапарта, Сергея Кирова, Понтия Пилата и, естественно, Владимира Ленина) и вымышленных персонажей знаковых пьес (Виктора в «Варшавской мелодии», Бригеллу в «Принцессе Турандот», Гулевого в «Конармии», Эдигея в «И дольше века длится день»).

Диапазон киноролей актёра был невероятно широк и варьировался от «жёстких руководителей, сильных и волевых людей» до «трусливых „стукачей“ и исписавшихся драматургов». Образ военачальника Георгия Жукова, вополощённый им в «Освобождении» и других военных фильмах (порядка 20 лент), был признан критиками и зрителями самым запоминающимся в кинокарьере актёра. Среди других известных ролей Ульянова были Егор Трубников («Председатель»), Дмитрий Карамазов («Братья Карамазовы»), генерал Григорий Чарнота («Бег»), драматург Ким Есенин («Тема»), Сергей Абрикосов («Частная жизнь»), Он — бывший муж («Без свидетелей»), Иван Афонин («Ворошиловский стрелок»), «Отец» («Антикиллер»).

Как режиссёр он участвовал в съёмках «Братьев Карамазовых», самостоятельно поставил полнометражный кинофильм и не один театральный спектакль. В 1987 году стал художественным руководителем Вахтанговского театра и занимал этот пост до конца жизни. В качестве писателя был автором пяти книг о себе и своей профессии. За свою деятельность был удостоен многих наград и регалий, получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля (1983).

Михаил Александрович Ульянов ушёл из жизни вечером 26 марта 2007 года в одной из больниц Москвы. Причиной смерти стали серьёзные проблемы с почками, развившиеся на терминальной стадии онкологического заболевания. 29 марта актёр похоронен на Новодевичьем кладбище с воинскими почестями, за организацию которых выступили московские ветераны Великой Отечественной войны. Имя актёра носят арктический танкер и Омский государственный Северный драматический театр в городе Тара, рядом с которым в 2012 году ему был установлен памятник


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Марины Тимофеевны Семёновой

Марина Тимофеевна Семёнова (30 мая (12 июня) 1908, Санкт-Петербург, Российская империя — 9 июня 2010, Москва, Российская Федерация) — советская российская артистка балета, балетный педагог. Герой Социалистического Труда (1988). Народная артистка СССР (1975). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941) и Премии Президента Российской Федерации (2004).


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Татьяны Ивановны Шмыги

Татьяна Ивановна Шмыга (31 декабря 1928, Москва — 3 февраля 2011, там же) — советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино. Единственная в СССР актриса оперетты, удостоенная звания Народная артистка СССР


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Людмилы Марковны Гурченко

Людмила Марковна Гурченко (12 ноября 1935 года, Харьков, УССР, СССР — 30 марта 2011 года, Москва, Россия) — советская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица, режиссёр, сценарист, писатель. Народная артистка СССР (1983). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976). Лауреат Государственной премии РФ (1994).

Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени.

Наиболее известна по кинокартинам: «Карнавальная ночь» (1956), «Девушка с гитарой» (1958), «Старые стены» (1973), «Соломенная шляпка» (1974), «Двадцать дней без войны» (1976), «Пять вечеров» (1978), «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Вокзал для двоих» (1982), «Любовь и голуби» (1984), «Моя морячка» (1990), «Старые клячи» (2000).


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила  Вячеслава Васильевича Тихонова

Вячеслав Васильевич Тихонов (8 февраля 1928, Павловский Посад — 4 декабря 2009, Москва) — советский и российский актёр. Герой Социалистического Труда (1982). Народный артист СССР (1974). Лауреат Государственной премии СССР (1970) и Ленинской премии (1980).

Крайне успешным стало сотрудничество Вячеслава Тихонова и Станислава Ростоцкого. Вслед за «Дело было в Пенькове» он исполнил роли в фильмах «Майские звёзды» (1959) и «На семи ветрах» (1962). В 1968 году актёр с удивительной достоверностью сыграл учителя Мельникова в фильме «Доживём до понедельника». Скромный, честный, порядочный учитель истории покорил зрительскую аудиторию. В 1977 году он снялся в главной роли в гуманистической картине о сострадании и человеческой жестокости по отношению к ближним и братьям нашим меньшим — «Белый Бим Чёрное ухо». «Из-за закрытых дверей кинозала было слышно, как плачут зрители». А в 1979 году Ростоцкий посвятил своему другу документальный фильм «Профессия — киноактёр».

Во второй половине 1960-х годов Тихонов сыграл Андрея Болконского в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир», что стало большим шагом к вершинам актёрского мастерства. Роль потребовала от актёра полной самоотдачи, и он, подобно всем участникам съёмок, работал с неимоверным напряжением сил.

В 12-серийном художественном телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» он сыграл самую известную свою роль — разведчика Исаева-Штирлица. Актёрская удача принесла ему невиданную популярность. Показ фильма, снимавшегося с 1969 по 1972 год, был приурочен ко Дню Победы 1973 года, но был отложен из-за визита Леонида Брежнева в ФРГ. Первую серию зрители увидели лишь 11 августа 1973 года. Это был самый триумфальный год в кинокарьере Тихонова.

Сам актёр не ассоциировал себя со Штирлицем, образ которого привязался к нему на всю оставшуюся жизнь. По воспоминаниям дочери Анны, в ответ на очередное «Ой, Штирлиц!» Тихонов говорил: «Да, иногда меня так называют». А чаще: «Нет, вы меня с кем-то перепутали». С этим телефильмом, слава которого вышла далеко за пределы СССР, съёмочная группа во главе с Тихоновым и Лиозновой объездила многие страны мира. Гонорар за роль Штирлица составил 5500 советских рублей. К выпуску в мае 2009 года раскрашенной версии фильма 81-летний актёр отнёсся резко отрицательно, сказав, что ни к нему, ни ко всей творческой группе это не имеет почти никакого отношения.

Осенью 1974 года Тихонов появился на экране в роли майора НКВД Млынского в картине «Фронт без флангов»; на фоне ошеломляющего успеха «Мгновений» фильм в прокате не блистал, и на несколько лет в жизни актёра наступило затишье. Спустя 10 лет он исполнил похожую роль генерал-лейтенанта КГБ в многосерийном телефильме «ТАСС уполномочен заявить…», окончательно укрепив за собой образ «образцового советского разведчика».

В 1978 году актёр в первый и единственный раз снялся в комедии «По улицам комод водили», сыграв хозяина комода. В том же году пробовался на роль Георгия (Гоши) в фильме «Москва слезам не верит», однако режиссёр Владимир Меньшов предпочёл ему Алексея Баталова.

Во второй половине 1970-х годов Тихонову было доверено читать на телевидении текст от автора в документальной трилогии «Малая земля» на основе мемуаров Леонида Брежнева и по личной просьбе генсека; окончание книги «Воспоминания» он читал во время похорон Брежнева в ноябре 1982 года.


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Георгия Степановича Жжёнова

Георгий Степанович Жжёнов (9 [22] марта 1915[1], Петроград — 8 декабря 2005, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, литератор, мемуарист, общественный деятель. Народный артист СССР (1980). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1975). За годы творческой деятельности сыграл более 100 ролей в театре и кино.

После убийства С. М. Кирова в 1934 году был исключён из института старший брат Борис. Позже он был восстановлен и вернулся в Ленинград. Однако в декабре 1936 года был вызван в НКВД, откуда уже не вернулся. Арестован 14 января 1937 года. Приговорен Спецколлегией Леноблсуда 27 марта 1937 года, по ст. 58-10, ч.1 УК РСФСР. Приговорён к 7 годам ИТЛ и 3 годам поражения в правах, отправлен в Ухтпечлаг, затем лагпункт на Усть-Усе, с 06.09.1939 — комб. «Воркутстрой», умер от пеллагры 25.07.1943 в ОЛП-3 Воркутстроя. Семью выслали в Казахстан.

Георгий проявил упрямство, отказался от высылки и был арестован, но по ходатайству С. А. Герасимова был освобождён и отправлен на киностудию «Ленфильм».

Во время съёмок картины «Комсомольск» (1938) актёр выехал на поезде в Комсомольск-на-Амуре. Во время поездки, в поезде, познакомился с военным атташе США майором Филиппом Рейсом Файмонвиллом (Philip R. Faymonville), ехавшим во Владивосток для встречи деловой делегации. Позднее он еще дважды с ним встречался после возвращения с киносъемок на вокзале и в Большом театре. Это знакомство заметили работники кино, что послужило поводом для его обвинения в шпионской деятельности[4]. 4—5 июля 1938 года арестован по обвинению в шпионаже и приговорён в сентябре 1939 года Особым Совещанием при НКВД СССР по ст. 58-6 к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Этапирован на Колыму 5 ноября 1939 года. До 1943 года находился на золотых приисках Дальстроя, где работал диспетчером в гараже экскаваторной станции. Иногда ему приходилось работать шофёром.

« Когда срок заключения подошёл к концу, Жжёнова вызвали к начальству и вручили официальную бумагу с гербом — распишитесь в том, что ознакомлены с постановлением о дополнительном сроке, ещё 21 месяц лагерей. »

Будучи в заключении, с 1944 года начал выступать на сцене Магаданского музыкально-драматического театра им. М. Горького, в главной роли дебютировал в спектакле «У стен Ленинграда» В. Вишневского. Освобождён 26 марта 1945 года и продолжил актёрскую работу по вольному найму. 27 декабря 1946 года уволился и выехал на «материк».

По ходатайству С. Герасимова актёр был отправлен на Свердловскую киностудию, но в 1948 году студию закрыли. В столице жить было запрещено, и он устроился в драматический театр в Павлово (неофиц. Павлове-на-Оке), Горьковская область.

2 июня 1949 года был снова арестован и приговорён по ст. 58-6 за шпионскую деятельность к ссылке на поселение в Норильск, где на поселении находилась его жена Лидия Владимировна Воронцова. До 1953 года проработал в Норильском Заполярном театре драмы им. Вл. Маяковского. За годы работы в театре познакомился с И. М. Смоктуновским и был его партнёром по сцене.

2 декабря 1955 года был полностью реабилитирован Военным трибуналом Ленинградского военного округа. Вернулся в Ленинград и стал работать актёром в Ленинградском областном драматическом театре (ныне Театр на Литейном). Вскоре был снова тарифицирован киноактёром на киностудии «Ленфильм» и стал работать в кино. B 1960 году поступил на службу в Театр имени Ленсовета.


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Клары Степановны Лучко

Клара Степановна Лучко (1 июля 1925, с. Чутово, Украинская ССР — 26 марта 2005, Москва) — советская российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1985). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Артёма Генриховича Боровика

Артём Генрихович Боровик (13 сентября 1960, Москва — 9 марта 2000, аэропорт Шереметьево, там же) — российский журналист, президент издательского холдинга «Совершенно секретно».

Вместе с коллегой по «Совершенно секретно» Евгением Додолевым вёл известную в своё время передачу «Взгляд». Даже 10 лет спустя «Огонёк» позиционировал ведущих как «народных героев»:

Кто помнит, сколько их было, ведущих «Взгляда», появлявшихся в самой свободной студии «Останкино» по пятницам? Листьев, Любимов, Захаров, Политковский, Мукусев. Кто ещё — Ломакин, Додолев, Боровик… Они стали народными героями, олицетворявшими перемены внутри страны, так же, как символом перестройки за границей был Горбачёв. Потому что вместе с ними, смелея от пятницы к пятнице, мы учились говорить не кухонным шепотом, а вслух: в СССР всё-таки есть секс, у капитализма тоже бывает человеческое лицо, рок-н-ролл жив, Чернобыль не авария, а трагедия… Но когда мы вместе прошли почти весь демократический букварь и научились громко говорить, было уже почти всё равно, кто говорит с нами из студии «Взгляда». За что всем, кто когда-либо делал это, большое человеческое спасибо.

Артём Боровик погиб на 40-м году жизни 9 марта 2000 года в результате авиационной катастрофы, при падении самолёта Як-40, совершавшего рейс Москва — Киев, на борту которого также находился глава компании «Группа „Альянс“» Зия Бажаев. Погибли все 9 человек, включая 5 членов экипажа.

При взлёте на высоте не более 15 метров и скорости 230 км/час самолёт вошёл в режим сваливания, сопровождавшийся неуправляемым креном влево, после чего столкнулся с землёй в 1200 метрах от места начала разбега и в 63 метрах левее оси ВПП и разрушился. Экипаж и пассажиры погибли. Начавшееся возгорание принятыми мерами было ликвидировано.

Из рассказа работника аэропорта Шереметьево Ивана Защеринского: «Я шёл на работу за стоянками, перпендикулярно тому месту, где упал самолёт. Як-40 привлёк мое внимание тем, что он взлетал, как иностранный самолёт, — круто вверх. При этом из сопла левого движка у него вырывалось красно-жёлтое пламя. Самолёт шёл тогда в наборе высоты. Через две секунды вдруг стал плавно крениться влево. Показалось, что он начал делать левый вираж на здание „Шереметьево-2“. Машина ударилась о землю левым крылом, затем — носом. Потом — взрыв керосина, но ничего практически не горело, только чёрные клубы дыма долго висели над обломками самолёта, поскольку ветра практически не было».

Причиной катастрофы, по мнению сотрудников Межгосударственного авиационного комитета (МАК), стало сочетание двух факторов: ошибки пилота, производившего взлёт с закрылками, выпущенными на 11° вместо положенных 20, а также халатность технических служб, которые не произвели обработку самолёта антиобледенительной жидкостью. Решающей причиной катастрофы была признана ошибка экипажа. Вспышки в двигателях, наблюдавшиеся очевидцами, были проявлением помпажа в условиях потери самолётом скорости. Какие-либо отказы двигателя (двигателей) не подтверждаются записями бортового самописца (запись скорости соответствует нормальным режимам работы двигателей), результатами моделирования взлета и исследованиями силовых установок.


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Юрия Александровича Сенкевича

Юрий Александрович Сенкевич (4 марта 1937, Баян-Тумен — 25 сентября 2003, Москва) — советский и российский учёный-медик, тележурналист и путешественник, продюсер, кандидат медицинских наук, полковник медицинской службы. Лауреат Государственной премии СССР, академик Российской телевизионной академии, президент Ассоциации путешественников России, ведущий старейшей телепередачи советского и российского телевидения — «Клуб путешественников».

1966—1967 — принимает участие в 12-й советской антарктической экспедиции на станцию «Восток». Одним из главных направлений научных исследований Юрия Александровича становится изучение поведения человека в экстремальных условиях. Материалы, собранные в этой экспедиции, легли в основу кандидатской диссертации.

1969 — по приглашению известного норвежского путешественника-исследователя Тура Хейердала совершает путешествие на папирусной лодке «Ра» (1969), а затем на «Ра-2» (1970). Позже в 1977—1978 годах последовала экспедиция в Индийском океане на «Тигрисе». Обе экспедиции явились весомыми научными событиями.

1973—1982 — заведующий отделом научно-медицинской и технической информации в Институте медико-биологических проблем.

1973 — Сенкевич приглашён на Центральное телевидение в качестве ведущего передачи «Клуб кинопутешествий», впоследствии передача была занесена в книгу рекордов Гиннесса.

1974 — защитил кандидатскую диссертацию, ему присвоена учёная степень кандидата медицинских наук.

1979 — принимает активное участие в медицинском обеспечении экспедиции к Северному полюсу.

1980—1982 — активно участвует в первой советской экспедиции на Эверест.

Результатом исследований Ю. А. Сенкевича в области космической физиологии и психологии, изучения человека в экстремальных условиях стали более 60 научных работ.


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Ирины Константиновны Архиповой

Ирина Константиновна Архипова (урождённая — Вето?шкина; 2 января 1925, Москва — 11 февраля 2010, там же) — советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог, общественный деятель.

Герой Социалистического Труда (1984). Народная артистка СССР (1966). Лауреат Ленинской премии (1978) и Государственной премии Российской Федерации (1997).


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Юрия Марковича Нагибина

Юрий Маркович Нагибин (3 апреля 1920, Москва — 17 июня 1994, там же) — русский писатель, журналист и прозаик, сценарист, мемуарист.


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Иннокентия Михайловича Смоктуновского

Иннокентий Михайлович Смоктуновский (при рождении — Смоктунович; 28 марта 1925, дер. Татьяновка, Томская губерния — 3 августа 1994, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР (1974). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1965). Участник Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

Образы, созданные актёром на сцене — князь Мышкин в Большом драматическом театре, царь Фёдор Иоаннович в Малом, чеховский Иванов и Порфирий Головлёв во МХАТе — вошли в «золотой фонд» русского театрального искусства.

Его называли первым интеллектуальным актёром советского кинематографа; лучшие свои роли он сыграл в фильмах «Солдаты», «Девять дней одного года», «Гамлет», «Чайковский», «Дамский портной» и в лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».

Работа над ролью князя Мышкина шла крайне тяжело: «Такого мучения в работе, такой трудности, — говорил актёр, — я и предположить не мог». Но после премьеры «Идиота», состоявшейся 31 декабря 1957 года, он «проснулся знаменитым»; смотреть спектакль с необыкновенным князем Мышкиным люди приезжали со всех концов Советского Союза. Как отмечала Алёна Варламова, после знаменитых статей Белинского о Павле Мочалове в роли Гамлета трудно было вспомнить другой случай, когда бы критика зафиксировала и проанализировала едва ли не каждый момент существования актёра на сцене. Инна Соловьёва и Вера Шитова описали простой проход Мышкина-Смоктуновского из одной кулисы в другую перед закрытым занавесом, ставший одной из вершин роли: «Высокий и слабый, сутулый и непередаваемо изящный, с какими-то слишком лёгкими руками, с походкой, щемяще робкой и одновременно щемяще решительной, князь Мышкин шёл в иноземном своём платье, в толстых башмаках, с узелком, завязанным в клетчатый платок. Беззащитный, детски приветливый, строгий, вступал он в эту петербургскую жизнь, корыстную и горячечную, нёс сюда ясный и беспомощный свет своей души». Этот Мышкин был для советского театра совершенно новым героем, востребованным «оттепелью».

По свидетельствам очевидцев, актёр с первого же появления на сцене убеждал зрителей в том, что Мышкин Достоевского «такой и другим быть не может». Впоследствии и театральные критики, и режиссёры, и коллеги-актёры называли спектакль Товстоногова самым сильным театральным потрясением в своей жизни. «Это был прорыв, взрыв, переход в новое качество не только ленинградского театра, но и всей нашей сцены», — писал об «Идиоте» десятилетия спустя Смелянский. Сам же актёр об этом спектакле говорил: «Я сыграл его двести раз, и если бы мне пришлось сыграть его ещё столько же, я бы и сам остался больным человеком».

После премьеры «Идиота» актёр проснулся не просто знаменитым, но «гением». Его начали приглашать в кино лучшие режиссёры Советского Союза; именно его хотел видеть в роли Андрея Болконского Сергей Бондарчук. Между тем, на сцене БДТ ему приходилось играть Дзержинского в погодинских «Кремлёвских курантах» и Сергея Серёгина в «Иркутской истории» Алексея Арбузова, схематично воспроизводившей конфликт «Идиота». Партнёр по сцене Павел Луспекаев отметил тогда же, что играть Смоктуновский может и должен только в классике. Серёгина, по мнению критика, он сыграл «бледно и неинтересно», и причиной неудачи стало интуитивное неприятие среднего уровня, выше которого ни его герой, ни сама пьеса не поднимались. «Он стал бояться следующей роли, — писала завлит БДТ Дина Шварц, — У него появились собственные проблемы, не знакомые никому в театре… Никто не хотел задумываться — а не сыграет ли Смоктуновский следующую роль хуже, чем Мышкина».

В 1960—1971 годах Смоктуновский являлся актёром киностудии «Ленфильм». В этот период он сыграл целый ряд киноролей, принёсших ему всесоюзную славу, а в дальнейшем и признание за рубежом, в том числе Илья Куликов в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года», Гамлет в одноимённом фильме Григория Козинцева, Юрий Деточкин в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» и Пётр Ильич Чайковский в фильме Игоря Таланкина (сценарий был написан специально под Смоктуновского). В 1971 году за роль Порфирия Петровича в фильме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» актёр был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Его Гамлет была отмечен Британской киноакадемией: он был номинирован на престижную премию BAFTA за лучшую мужскую роль.

Как отмечала Елена Горфункель, из-за занятости в других фильмах и из-за болезни глаз, заставившей актёра на два года покинуть кинематограф, остались несыгранными многие ролей. Помимо Андрея Болконского, это и Каренин, и Хлудов в «Беге» Александра Алова и Владимира Наумова, и Борис Годунов, и Гойя у Конрада Вольфа, и Сирано де Бержерак … Для каких-то ролей время было безнадёжно упущено. Так Кулиджанов, готовясь к съёмкам «Преступления и наказания», предложил актёру на выбор Свидригайлова или Порфирия Петровича. Поскольку Свидригайлов виделся ему повторением пройденного, актёр выбрал второе и вскоре сильно пожалел: «Как ни бились мы… выискивая контрастные ритмы, которые так легко предлагал Достоевский в этом образе, увы, выявить их я не смог». Играть человека, чья самобытность заключалась в «переливчатости», оказалось неожиданно тяжело, и актёр в процессе съёмок не раз говорил в сердцах: «Вот надо было мне дать сыграть Раскольникова — там бы я знал, что делать».

Всегда узнаваемый голос актёра звучал за кадром во многих игровых и документальных фильмах, в том числе в «Зеркале» Андрея Тарковского, где он озвучил роль главного героя, на протяжении всего фильма остающегося за кадром. Он дублировал Чарли Чаплина в фильмах «Огни рампы» и «Король в Нью-Йорке», много работал на радио и телевидении как актёр и как чтец. Его театральный репертуар дополнили роли, сыгранные в телевизионных спектаклях «Зима тревоги нашей» Розы Сироты, «Вишнёвый сад» Леонида Хейфеца, «Цезарь и Клеопатра» Александра Белинского и других.

В 1965 году на вопрос, что он предпочитает — театр или кинематограф, актёр отвечал: «И то, и другое дорого моему сердцу, но вот вынести двойную нагрузку оно не в состоянии». В шестидесятых годах он выбрал кино, в семидесятых — театр. После возвращения на сцену он по-прежнему много снимался у самых именитых советских режиссёров, включая Сергея Герасимова и Сергея Бондарчука, при этом чаще в небольших, а порою и в необязательных ролях. Но и среди эпизодических ролей были такие запоминающиеся, как Плюшкин в «Мёртвых душах» и Моисей Моисеевич в «Степи».

Кинематографисты не забывали об актёре даже на рубеже веков, когда в России выходило совсем мало фильмов, однако сниматься в этот тяжёлый для всех российских актёров период приходилось главным образом ради заработка. Самой значительной ролью последних лет стал Исаак в фильме Леонида Горовца «Дамский портной», отмеченный в 1990 году «Никой» за лучшую мужскую роль. Известность получила и роль криминального авторитета Гиля в фильме Виктора Сергеева «Гений», «человека с явно пошатнувшейся психикой», по определению самого актёра. Последней киноролью стал полковник Фрилей в фильме «Вино из одуванчиков», но озвучить её он не успел.

Много работал на радио, принимал участие в озвучивании мультфильмов и дублировании иностранных фильмов.

Иннокентий Смоктуновский умер 3 августа 1994 года, находясь в подмосковном Посёлке санатория имени Герцена, где лечился после инфаркта. Он стал первым российским актёром, которого в последний путь провожали аплодисментами, точнее овацией. В России в то время такое прощание ещё не было принято, многих оно поразило, другие же приняли как должное то, что уникального актёра и провожают не так, как всех. «В этот последний день, — написала Наталья Барабаш, — у Иннокентия Михайловича всё было как всегда». Церемония прощания прошла 6 августа 1994 года в МХАТе им. Чехова, а после отпевания в церкви Воскресения Словущего на улице Неждановой актёр был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Николая Афанасьевича Крючкова

Николай Афанасьевич Крючков (24 декабря 1910 [6 января 1911], Москва — 13 апреля 1994, Москва) — советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1965). Герой Социалистического Труда (1980). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). За свою жизнь сыграл более 120 ролей в кино.


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Евгения Павловича Леонова

Евгений Павлович Леонов (2 сентября 1926, Москва — 29 января 1994, там же) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1978). Лауреат Государственной премии СССР (1976) и Государственной премии Российской Федерации (1992).

С 1948 года снимался в кино. Популярность приобрёл после выхода на экраны фильма «Полосатый рейс». Яркий и мягкий, комедийный характер большого обаяния, актёр отличался непосредственностью и простодушной открытостью, был наделён и самобытным драматическим дарованием. Очень органично перевоплощался в своих многочисленных добродушных, приятных, привлекательных героев, простоватых, с обаятельной хитрецой, даже несмотря на то, что многие роли актёра на поверку были явно отрицательные (Король в «Обыкновенном чуде», сосед Харитонов в «Осеннем марафоне», шофёр Мишка Снегирёв в «Деле Румянцева», штукатур Коля в "Афоне", Уэф в «Кин-дза-дза», «Король» в «Совсем пропащем», сотрудник советского посольства в «Паспорте»). В кинематографе практически не гримировался, герои носят его внешность — небольшой рост, полная мешковатая сутулая фигура, круглое лицо с большим носом и толстыми губами, голова со значительной проплешиной. Глуховатый хриплый голос актёра моментально узнаваем.

Широко известны его работы по озвучиванию мультфильмов (прежде всего, роль Винни-Пуха в серии лент 1969—1972 годов).

В 1982 году был избран общественным директором Центрального Дома актёра имени А. А. Яблочкиной[источник не указан 1485 дней].

Интересовался футболом, болел за московское «Динамо».

Был членом КПСС с 1955 года.

В 1988 году во время гастролей в Германии в результате обширного инфаркта пережил клиническую смерть и перенёс экстренную операцию коронарного шунтирования, находился в коме 28 дней. Вернулся к актёрской деятельности через 4 месяца.

Скончался вечером 29 января 1994 года, на 68-м году жизни, по причине отрыва тромба, собираясь на спектакль «Поминальная молитва». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Татьяны Андреевны Гречко

Татьяна Андреевна Гречко - дочь маршала Гречко.


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Дмитрия Александровича Хворостовского

Дмитрий Александрович Хворостовский (16 октября 1962, Красноярск — 22 ноября 2017, Лондон) — советский и российский оперный певец (баритон). Народный артист Российской Федерации (1995).


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила  Александра Евгеньевича Кибрика - могила Фазиля Абдуловича Искандера

Александр Евгеньевич Кибрик (26 марта 1939, Ленинград — 31 октября 2012, Москва) — советский и российский лингвист, доктор филологических наук, профессор МГУ, член-корреспондент РАН (2006), заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный деятель науки Республики Дагестан, член-корреспондент Британской академии и почётный член Американского лингвистического общества.

Фазиль Абдулович Искандер (абх. Фазиль Абдул-и?а Искандер; 6 марта 1929, Сухум, Социалистическая Советская Республика Абхазия, ЗСФСР, СССР — 31 июля 2016, Переделкино, Московская область, Российская Федерация) — абхазский и русский прозаик, журналист, поэт и сценарист, общественный деятель. Родился 6 марта 1929 года в Сухуме в семье бывшего владельца кирпичного завода, выходца из Ирана, по происхождению — перса.


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Пётра Ефимовича Тодоровского

Пётр Ефимович Тодоровский (26 августа 1925 — 24 мая 2013) — советский и российский кинорежиссёр, кинооператор, сценарист, актёр, композитор. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1967). Народный артист РСФСР (1985). Номинант на премию «Оскар» (1985) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «Военно-полевой роман». Лауреат премии «Ника».


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Василия Гавриловича Грабина

Василий Гаврилович Грабин (1899/1900 — 1980) — советский конструктор и организатор производства артиллерийского вооружения Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда, генерал-полковник технических войск (1945), лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1950).

С августа 1942 года по постановлению Правительства и ГКО СССР В. Г. Грабин приступил к организации ЦАКБ в Калининграде, которое в дальнейшем и возглавлял. Под руководством В. Г. Грабина были созданы:

пехотные пушки: 76-мм пушки образца 1936 года (Ф-22), образца 1939 года (УСВ) и дивизионная пушка образца 1942 года ЗИС-3, 57-мм пушка образца 1941 года (ЗИС-2), 100-мм полевая пушка образца 1944 года (БС-3).

танковые пушки: 76,2-мм танковые пушки Ф-32, Ф-34, ЗИС-5 для вооружения среднего танка Т-34-76 и тяжёлого танка KB-1, самоходная установка ЗИС-30 с 57-мм пушкой ЗИС-2 (ЗИС-4), а также 76,2-мм пушка ЗИС-3, которая устанавливалась на лёгких самоходных установках СУ-76 и СУ-76М. Были разработаны и испытаны опытные образцы танковых пушек: 37-мм пушки ЗИС-19, 76,2-мм пушки С-54, 85-мм пушек С-18, С-31, С-50, С-53, ЗИС-С-53, 100-мм пушки С-34, 107-мм пушки ЗИС-6, 130-мм пушки С-26, 122-мм гаубицы С-41.


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Леонида Семёновича Персианинова

Леонид Семёнович Персианинов (18 [31] августа 1908 — 27 декабря 1978) — советский акушер-гинеколог, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки БССР, академик АМН СССР, доктор медицинских наук, профессор.

Большое число работ посвятил проблеме совершенствования оперативной техники в акушерстве и гинекологии. Опубликовал пособие «Оперативная гинекология», 1976.

Внес значительный вклад в решение проблем организации и совершенствования акушерско-гинекологической помощи в БССР, СССР, подготовки научно-практических кадров.

Автор более 400 научных работ, 26 из которых — неоднократно переиздававшиеся монографии и фундаментальные руководства для студентов и врачей. Многие научные работы опубликованы за рубежом.


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Сергея Николаевича Колосова и Людмилы Ивановны Касаткиной

Сергей Николаевич Колосов (27 декабря 1921, Москва — 11 февраля 2012, там же ) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1988), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976), премии Ленинского комсомола (1968).

Людмила Ивановна Касаткина (15 мая 1925, деревня Новое Село — 22 февраля 2012, Москва) — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1975). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976) и Премии Ленинского комсомола (1968).

Большая, настоящая любовь – именно любовь, а не влюблённость – без фальши, обмана, предательства; без пиара, сплетен и пересудов; пронесённая через всю жизнь, трудности, невзгоды и не угасшая. Именно такая была у актрисы Людмилы Касаткиной и режиссёра Сергея Колосова. Их союз продлился 62 года и закончился почти одновременной смертью обоих, пишет сайт kulturologia.ru.


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Виктора Степановича Черномырдина

Виктор Степанович Черномырдин (9 апреля 1938, село Чёрный Отрог, Гавриловский район, Оренбургская область, РСФСР, СССР — 3 ноября 2010, Москва, Россия), также известный как ЧВС — советский и российский государственный деятель, председатель Совета министров Российской Федерации (1992—1993), председатель Правительства Российской Федерации (1993—1998), исполняющий обязанности президента Российской Федерации (5-6 ноября 1996), посол России на Украине (2001—2009). С 11 июня 2009 года до конца жизни — советник президента Российской Федерации, специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам экономического сотрудничества с государствами-участниками СНГ. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Наиболее яркой страницей политической биографии Виктора Черномырдина многие считают его деятельность во время террористического акта в Будённовске в 1995 году. Этот эпизод способствовал росту популярности личности политика. В массовом сознании имя Виктора Черномырдина прочно ассоциировано с его несколько косноязычной и афористичной манерой выражаться. Благодаря СМИ наиболее яркие цитаты из его выступлений даже получили шутливое название «черномырдинки».

В харизме надо родиться.

Весь мир сейчас идёт наоборот.

Вы думаете, нам далеко легко? Нет! Нам далеко нелегко!

Если я еврей — чего я буду стесняться! Я, правда, не еврей.

Есть ещё время сохранить лицо. Потом придётся сохранять другие части тела.

Здесь вам не тут!

Какую организацию ни создай, всё равно КПСС получается.

Курс — он у нас один — правильный.

Лучше водки — хуже нет!

Много говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу.

Моя жизнь прошла в атмосфере нефти и газа.

Мы выполнили все пункты: от А до Б.

Мы не можем идти вперёд с головой, повернутой назад или вбок! Не получится! Ни у кого не получится!

Мы никуда не вступаем, да нам и нельзя вступать. Как начнем вступать, так обязательно на что-нибудь наступим.

Мы ещё так будем жить, что нам внуки и правнуки завидовать будут.

Мы хотели как лучше, а получилось как всегда.

На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом я стараюсь не пользоваться.

Нам нужен рынок, а не базар! («Шли к рынку, а пришли к базару»)

Не обижайся, дорогой... Мои залысины от того, что больно ты их долго лизал!

Нельзя запрягать телегу посреди лошади.

Ну и что, что я обещал, я же не сделал.

Отродясь такого не бывало, и опять то же самое (получило распространение в виде «Никогда такого не было, и вот опять»)

Правительство — это не тот орган, где, как говорят, можно одним только языком.

Принципы, которые были принципиальны, были непринципиальны.

Сейчас историки пытаются преподнести, что в тысяча пятьсот каком-то году что-то там было. Да не было ничего!

У кого руки чешутся? У кого чешутся — чешите в другом месте.

Учителя и врачи тоже хотят есть. Практически каждый день!

Что бы мы ни делали — получается одно и тоже: либо КПСС, либо автомат Калашникова.

Я далёк от мысли…


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Беллы (Изабеллы) Ахатовны Ахмадулиной

Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (10 апреля 1937, Москва, РСФСР, СССР — 29 ноября 2010, Переделкино, Ленинский район, Московская область, Россия) — русская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Ии Сергеевны Саввиной

Ия Сергеевна Саввина (2 марта 1936, Воронеж — 27 августа 2011, Москва) — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1990). Лауреат Государственной премии СССР (1983).

Э. Рязанов назвал счастьем работу с актрисой в фильме «Гараж», а актёр А. Баталов считал самой важной встречей в своей жизни совместную с актрисой работу в картине «Дама с собачкой».

Принимала участие в озвучивании мультфильмов. Даже сегодняшние дети знают её по голосу Пятачка, которого озвучила актриса в мультфильмах о Винни-Пухе. Интонацию своего героя актриса позаимствовала у своей подруги Б. Ахмадулиной.


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Александра Александровича Вишневского

Александр Александрович Вишневский (1906—1975) — советский хирург, учёный, доктор медицинских наук, профессор, главный хирург Министерства обороны СССР, генерал-полковник медицинской службы (1963).

Академик АМН СССР (1957; член-корреспондент 1950). Герой Социалистического Труда (1966). Заслуженный деятель науки РСФСР (1956). Лауреат Ленинской премии (1960) и Государственной премии СССР (1970). Член КПСС с 1950 года.

Сын академика Александра Васильевича Вишневского (23 августа [4 сентября] 1874 — 13 ноября 1948) — русский и советский хирург, создатель знаменитой лечебной мази; основатель династии врачей, действительный член АМН СССР (1946). Лауреат Сталинской премии второй степени (1942).


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Марии Юрьевны Платоновой Андреевой

Мария Юрьевна Платонова Андреева (1956–1983). Архитектор. Трагически погибла. Внучка Э.Я.Цюрупы ([6]–60), дочь народного архитектора СССР Ю.П.Платонова (1929–


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Александра Петровича Починка

Александр Петрович Починок (12 января 1958, Челябинск — 16 марта 2014, Москва) — российский государственный деятель, экономист. Министр по налогам и сборам (1999—2000), министр труда и социального развития (2000—2004).


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Юрия Николаевича Рериха

Юрий Николаевич Рерих (3 [16] августа 1902[2], Окуловка, Новгородская губерния — 21 мая 1960, Москва) — русский востоковед, лингвист, искусствовед, этнограф, путешественник, специалист по языку и культуре Тибета, автор работ по диалектологии тибетского языка, составитель многотомного тибетского словаря. Доктор филологических наук, профессор, директор Института Гималайских исследований «Урусвати», заведующий сектором философии и истории религии Института востоковедения АН СССР. Старший сын Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих.


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Георгия (Юрия) Васильевича Чичерина

Георгий (Юрий) Васильевич Чичерин (парт. псевдонимы Орнатский, Баталин, Михаил Шаронов, Осведомленный; 12 [24] ноября 1872, имение Караул, Тамбовская губерния[1] — 7 июля 1936, Москва) — российский революционер, советский дипломат, нарком иностранных дел РСФСР и СССР (1918—1930 гг.). Член ЦИК СССР 1—5 созывов, член ЦК ВКП(б) (1925—1930).

Музыковед, автор книги о Моцарте.


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича

Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич (28 июня [10 июля] 1873, Москва — 14 июля 1955, Москва) — российский революционер, большевик, советский партийный и государственный деятель, этнограф, публицист. Ближайший помощник и фактический секретарь В. И. Ленина. Доктор исторических наук. Брат Михаила Дмитриевича Бонч-Бруевича.

В 1917 году возглавлял комендатуру района Смольный — Таврический дворец. Был управляющим делами Совета Народных Комиссаров до октября 1920 года.

Одновременно в декабре 1917 — марте 1918 года был председателем Комитета по борьбе с погромами, в феврале — марте 1918 года — членом Комитета революционной обороны Петрограда.

С 1918 года — управляющий делами СНК РСФСР. Принимал активное участие в национализации банков, в подготовке переезда советского правительства в Москву в марте 1918 года. Завизировал Постановление СНК РСФСР от 05.09.1918 «О красном терроре».

С марта 1918 года — заместитель председателя Совета врачебных коллегий. В 1919 году — председатель Комитета по сооружению санитарно-пропускных пунктов на московских вокзалах и Особого комитета по восстановлению водопровода и канализации Москвы. В 1918—1919 годах — руководитель издательства ЦК РКП(б) «Коммунист». В 1918 году избран действительным членом Социалистической академии общественных наук, в 1918—1920 годах издал ряд книг: «Кровавый навет на христиан», «Волнения в войсках и военные тюрьмы» и др.

После смерти Ленина перешёл к научной работе. Автор сочинений по истории революционного движения в России, истории религии и атеизма, сектантству, этнографии и литературе. В 1920—1929 годах был организатором и руководителем опытного совхоза «Лесные Поляны» под Москвой, продукция которого прежде всего направлялась руководителям компартии и правительства.

Инициатор создания и первый директор (1933—1945) Государственного литературного музея в Москве. В 1945—1955 годах — директор Музея истории религии и атеизма АН СССР в Ленинграде.


Москва златоглавая - Часть 5. Новодевичье. - могила Ивана Владиславовича Жолтовского

Иван Владиславович Жолтовский (1867—1959) — русский и советский архитектор, художник, просветитель, крупнейший представитель ретроспективизма в архитектуре Москвы. Состоялся как мастер неоренессанса и неоклассицизма в дореволюционный период, в советское время был одним из старейшин сталинской архитектуры. Начав работу в период зарождения стиля модерн в 1890-х годах, Жолтовский дожил до начала эпохи крупнопанельного домостроения 1950-х (и сам также принимал участие в проектировании первых крупнопанельных домов).

В 1932 году Жолтовскому было присвоено звание Заслуженного деятеля искусства РСФСР. В это время зодчий был занят проектированием и строительством жилого дома на Моховой улице в Москве. Знаменитый советский архитектор Алексей Щусев по поводу построенного Жолтовским Дома на Моховой высказался следующим образом: «Я считаю, что даже в Европе трудно найти мастера, который так тонко понял бы классику. Эта постройка является большим завоеванием современной архитектуры».

Шагаем дальше по Москве...=>>>

<<<=на Морские и заморские записки

Copyright © 2000-2019
Сергей Семёркин