Москва златоглавая

Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки.

Сначала будут танки Великобритании, Канады и США, а потом Германии (Маус появится в самом конце:)

Для самых нетерпеливых - Видео – я обхожу павильон с немецкими танками – Пантера, орудие Карл и конечно Маус!


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - техника США, Великобритании и Канады - Легкий танк Vickers Carden-Loyd М1934

Легкий танк Vickers Carden-Loyd М1934


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - техника США, Великобритании и Канады - французский средний танк S35 - Somua S35

S35 (фр. Char 1935 S, также S-35 и Somua S35) — французский средний танк 1930-х годов. Был разработан фирмой Somua[fr] в 1934—1935 годах в качестве основного танка бронетанковых частей кавалерии, из-за чего в литературе порой классифицируется как «кавалерийский» или «крейсерский» танк. Первые предсерийные S35 были выпущены в 1936 году, а его массовое серийное производство началось с 1938 года и продолжалось вплоть до поражения Франции в июне 1940 года. Всего было выпущено 427 танков этого типа.

На момент начала Второй мировой войны S35 являлся одним из наиболее современных и боеспособных танков французской армии и активно использовался ею во время германского вторжения в 1940 году. После поражения Франции и подписания перемирия 297 танков S35 были захвачены Германией. В вермахте S35 использовались вплоть до 1944 года, в основном на второстепенных театрах военных действий и в качестве учебно-тренировочных машин. Кроме того, незначительное количество S35 было поставлено союзникам Германии. Некоторое количество танков этого типа применялось также войсками правительства Виши в Северной Африке, а позднее — войсками «Свободной Франции», в том числе в 1944—1945 годах. Уцелевшие к концу войны S35 были сняты с вооружения в первые послевоенные годы.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - техника США, Великобритании и Канады - Tetrarch - Лёгкий танк Mk.VII Тетрарх

Лёгкий танк Mk.VII «Тетрарх» (англ. Light Tank Mk.VII «Tetrarch», от англ. tetrarch — «тетрарх»), A17 — британский лёгкий аэротранспортабельный танк времён Второй мировой войны для воздушно-десантных войск; в частности, их можно было высаживать при помощи десантных планеров типа «Гамилькар».


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - техника США, Великобритании и Канады


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - техника США, Великобритании и Канады


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - техника США, Великобритании и Канады - AMX-13 — французский лёгкий танк

AMX-13 — французский лёгкий танк. Разработан в 1946—1949 годах и, неоднократно модернизируясь, производился серийно во Франции с 1952 по 1964 год, и по лицензии в Аргентине на предприятии Astarsa в 1968—1985 годах.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - техника США, Великобритании и Канады - Спаренная 40-мм самоходная пушка M19

Спаренная 40-мм самоходная пушка M19 (англ. Twin 40mm Gun Motor Carriage M19) — американская зенитная самоходная установка (ЗСУ) 1940-х годов.

Разработана в 1942—1944 годах, вначале на шасси лёгкого танка M5, затем на шасси более современного танка M24. Выпускалась серийно с апреля 1945 года до конца Второй мировой войны, всего было выпущено, по разным данным, от 285 до 300 единиц. Во Второй мировой войне M19 принять участие не успела, но активно использовалась в Корейской войне. Вскоре после её окончания M19 были сняты с вооружения США и часть из них была передана другим странам.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - техника США, Великобритании и Канады


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - техника США, Великобритании и Канады


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - техника США, Великобритании и Канады - M4 Шерман - M4 Sherman

M4 «Шерман» (англ. M4 Sherman) — основной американский средний танк периода Второй мировой войны. Широко использовался в американской армии на всех местах боевых действий, а также в больших количествах поставлялся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР) по программе ленд-лиза. После Второй мировой войны «Шерман» состоял на вооружении армий многих стран мира, а также участвовал во множестве послевоенных конфликтов. В армии США M4 состоял на вооружении вплоть до окончания Корейской войны. Название «Шерман» (в честь американского генерала времён Гражданской войны Уильяма Шермана) танк M4 получил в английской армии, после чего это название закрепилось за танком в американской и других армиях. У советских танкистов имел прозвище «эмча» (от М4).

M4 стал основной американской танковой платформой во время Второй мировой войны, и на его базе было создано большое количество специальных модификаций, САУ, инженерной техники.

Всего с февраля 1942 года по июль 1945 года было выпущено 49 234 танка (не считая танков канадского производства). Это наиболее массовый танк американского производства.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - техника США, Великобритании и Канады - Шерман M-51 - Super Sherman - Isherman

«Шерман M-51» (также известен под наименованием M51HV «Super Sherman» или «Isherman») — израильская модификация американского среднего танка M4 «Шерман».

Танк М-51 был разработан в 1962 году. Отличается установкой нового, более мощного орудия (укороченной модификации 105-мм французского танкового орудия CN-105-F1); дизельного двигателя Cummins VT8-460; горизонтальной подвески HVSS; автоматической трансмиссии; 23-дюймовых гусениц; наличием увеличенной кормовой ниши, приваренной к корме башни.

К лету 1964 года модернизацию до уровня M-51 прошли 90 «шерманов», а к началу Шестидневной войны в июне 1967 года Армия обороны Израиля располагала 515 исправными танками «шерман» всех модификаций, из них 177 танков M-51.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - техника США, Великобритании и Канады - танк M46 - Medium Tank M46 - Генерал Паттон - General Patton

M46 (англ. Medium Tank M46) — средний танк США второй половины 1940-х годов. Имел также название «Генерал Паттон» (англ. General Patton) в честь Джорджа Паттона, обычно сокращающееся до «Паттон». Первый танк, созданный в США после окончания Второй мировой войны, M46 был разработан в 1948—1949 годах и представлял собой модернизированный танк M26 времён войны. M46 отличался от своего предшественника прежде всего новой силовой установкой и считается первым в линии «Паттонов» — средних и основных боевых танков США, производившихся до начала 1980-х годов. M46 серийно производился в 1949—1951 годах, всего было выпущено 1168 танков этого типа в двух модификациях. Шасси M46 использовалось также при разработке ряда специализированных бронемашин, ни одна из которых не была, однако, запущена в серийное производство. M46 активно использовались войсками США в Корейской войне 1950—1953 годов, а также состояли на вооружении американских войск в Европе. До 1952 года M46 являлся основным танком США, но с появлением более совершенного танка M47 «Паттон II», полученного путём установки башни опытного танка T42 на модифицированное шасси M46, был вскоре вытеснен им в войсках и полностью снят с вооружения в конце 1950-х — начале 1960-х годов.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - техника США, Великобритании и Канады


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - техника США, Великобритании и Канады - M113 (англ. Armoured Personnel Carrier M113) — бронетранспортёр

M113 (англ. Armoured Personnel Carrier M113) — бронетранспортёр (БТР) США 1960-х годов. Разработан в 1957—1959 годах. Запущен в серийное производство в январе 1960 года, по состоянию на 2008 год его производство всё ещё продолжается. Общий выпуск M113, включая машины на его базе, составил около 85 000 единиц. Длительное время оставался основным бронетранспортёром США, в значительных количествах поставлялся также в другие страны и использовался во множестве вооружённых конфликтов. По состоянию на 2000-е годы, всё ещё во множестве состоит на вооружении ряда стран, включая США, хотя и постепенно вытесняется более современными машинами.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - техника США, Великобритании и Канады - Черчилль - Огнемётный танк  Churchill-crocodile

«Черчилль» (англ. Infantry Tank Mk.IV «Churchill»), A22 — пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны, тяжёлый по массе. Поставлялся в СССР по программе ленд-лиза. Спроектирован в 1939—1940 годах, серийно производился с 1941 по 1945 год и стал одним из наиболее многочисленных британских танков Второй мировой. Как все «пехотные» танки «Черчилль» отличался невысокой скоростью, однако мощное бронирование (лобовая броня 101 мм, позднее доведена до 152 мм) обеспечивало эффективность боевого применения вплоть до конца войны. К концу 1950-х годов «Черчилль» был снят с вооружения, но некоторое количество этих танков в огнемётном варианте принимало участие в Корейской войне.

Огнемётный танк Churchill-crocodile - модификация на базе Churchill. Вместо курсового пулемёта в лобовом листе корпуса установлен огнемёт. Танк буксировал бронированный прицеп-цисцерну с зажигательной смесью, подававшейся к огнемёту.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - техника США, Великобритании и Канады


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки -


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии - Зриньи (венг. Zrinyi) — венгерская самоходная артиллерийская установка

«Зриньи» (венг. Zrinyi) — венгерская самоходная артиллерийская установка (САУ) времён Второй мировой войны, класса штурмовых орудий, средняя по массе. Создана в 1942—1943 годах на базе танка «Туран», по образцу германских САУ StuG III. В 1943—1944 годах произведено 66 «Зриньи», использовавшихся венгерскими войсками вплоть до 1945 года. После войны как минимум одна САУ этого типа использовалась в роли учебной до начала 1950-х годов. Названа в честь венгерско-хорватского национального героя Миклоша Зриньи.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии -


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии - минный чистильщик Panzerkampfwagen I Schwere Minenraumer

Panzerkampfwagen I Schwere Minenraumer (нем. —? тяжёлый «минный чистильщик») - экспериментальный тральщик, в котором были использованы некоторые детали танка PzKpfw I. Прототип был построен компанией Алкетт в 1942 году. От PzKpfw I использовались башня и передняя часть корпуса. Машина вооружалась двумя пулемётами 7.92мм MG-34. Тральщик двигался на трёх больших колёсах — два спереди и одно сзади. Колёса эти были разработаны так, чтобы выдерживать взрывы мин при проходе сквозь минные поля. Каждое колесо оснащалось стальными «ступнями», закреплёнными в плавающем положении так, что три из них опирались на землю в любом положении колеса — для того чтобы создать максимальную площадь контакта с землёй, что должно было лучше рассеивать взрывную волну от мин, срабатывающих под весом машины. Дополнительным преимуществом было уменьшение давления тральщика на грунт, потому что он имел толстое бронирование и вес 50 тонн. Теоретически он мог выдержать взрыв любой мины.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии - минный чистильщик Panzerkampfwagen I Schwere Minenraumer - На переднем плане танкетка ТК-5.

На переднем плане танкетка ТК-5. Всего было выпущено около 700 единиц.

«Минный чистильщик» имел размеры 6,28 метров в длину, 3,22 м в ширину и 2,90 м в высоту. Клиренс составлял 91 см, а защита днища была 40-мм. Внутри, для защиты агрегатов от взрыва крупных мин, на полу был установлен дополнительный 20-мм броневой экран. Из-за своего веса, размеров и давления на грунт максимальная скорость его составляла только 15 км/ч. Привод шёл на передние колёса, а заднее было управляемым через цепной привод из кабины в корпусе. Тральщик оснащался двигателем Maybach HL120 V12 мощностью 300 л.с. На испытаниях машина показала свою неэффективность — из-за своего большого веса, неповоротливости и малой скорости она представляла собой отличную мишень для артиллерии. Поэтому проект был свёрнут, всё дело ограничилось постройкой прототипа.

В апреле 1945 года прототип был захвачен советскими войсками на испытательном полигоне в Куммерсдорфе. В подтверждение этого выступают черно-белые фотографии, запечатлевшие тральщик возле одного из жилых зданий полигона. После перевозки в Дрезден он был отправлен в СССР, где в 1947 году также прошёл испытания, но плохие условия хранения стали причиной повреждения ходовой части, поэтому испытания пришлось свернуть. Тральщик был передан в музей, и ныне экспонируется в Бронетанковом музее в Кубинке. На его бронеплитах сохранились обозначения: VsKfz 617 и 9537. VsKfz 617 указывает на танк PzKpfw 1, с которого была снята башня и часть корпуса, а 9537 — номер шасси.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии - Машина наблюдателя Kugelpanzer

Машина наблюдателя «Kugelpanzer» (нем. «Kugelpanzer», «танк-шар») — лёгкий бронеавтомобиль, спроектированный в Третьем рейхе в 1930-х гг предположительно фирмой Крупп. По словам сотрудников бронетанкового музея в Кубинке, машина разработана в качестве подвижного наблюдательного пункта для корректировки огня артиллерии.

Kugelpanzer оборудован радиостанцией, вооружение не устанавливалось. Корпус сварной, закрытого типа. Для входа в кабину установлен люк в корме. Корпус опирается на два ведущих колеса и на рулевое колесо сзади. Спереди, на уровне глаз сидящего, располагается смотровая щель.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии - Машина наблюдателя Kugelpanzer

В настоящем времени сохранился единственный экземпляр в бронетанковом музее в Кубинке. Бронеавтомобиль был поставлен в Японию и был захвачен советскими войсками в 1945 году в Маньчжурии (по другим источникам— захвачен на Куммерсдорфском полигоне Вермахта вместе со сверхтяжёлым «Маусом»). Являлся экспериментальным образцом. Участия в боях не принимал.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии - 38M Толди (венг. 38M Toldi) — венгерский лёгкий танк

38M «Толди» (венг. 38M Toldi) — венгерский лёгкий танк времён Второй мировой войны. Назван в честь венгерского рыцаря Миклоша Толди, жившего в XIV веке.

По стандартам Второй мировой устарел, однако активно использовался венгерскими войсками в 1940—1945 годах. Серийно производился в 1939—1943 годах предприятиями Ganz и MAVAG[1], общий выпуск составил 190 экземпляров.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии -


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии -


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии -


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии - Хетцер - Hetzer -  Jagdpanzer 38

«Хетцер»[сн 1] (нем. Hetzer — Егерь, наиболее редко называют: подстрекатель[сн 2], борзая) или Jagdpanzer 38[сн 3] — немецкая лёгкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков. Применялась в период Второй мировой войны. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носила индекс Sd.Kfz.138/2. Была разработана чехословацкой фирмой BMM на шасси лёгкого танка PzKpfw 38(t) в ноябре 1943 — январе 1944 года в качестве более дешёвой и массовой замены штурмовым орудиям StuG III, но в дальнейшем была переклассифицирована в истребитель танков, предназначавшийся в первую очередь для комплектования противотанковых подразделений пехотных и кавалерийских дивизий.

Серийное производство «Хетцера» началось в апреле 1944 года, всего до окончания войны было произведено по меньшей мере 2827[сн 4] САУ этого типа. САУ активно использовалась германскими войсками на завершающем этапе войны, в основном на советско-германском фронте. 75 «Хетцеров» в декабре 1944 — январе 1945 года было также передано Венгрии. После войны производство «Хетцеров» было возобновлено в Чехословакии, где САУ выпускались для нужд собственной армии под обозначением ST-I/ST-III, а также по заказу Швейцарии под обозначением G-13. Всего с 1946 года по начало 1950-х годов было выпущено ещё 318 САУ. Хотя в Чехословакии «Хетцеры» были сняты с вооружения уже через несколько лет после окончания производства, в Швейцарии они оставались на вооружении до 1972 года.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии - Panzerkampfwagen III - Pz.Kpfw.III, Panzer III, Pz.III.

Panzerkampfwagen III — немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год. Сокращёнными названиями этого танка являлись Pz.Kpfw.III, Panzer III, Pz.III. В ведомственном рубрикаторе военной техники нацистской Германии этот танк имел обозначение Sd.Kfz. 141 (Sonderkraftfahrzeug 141 — машина специального назначения 141). В советских исторических документах и популярной литературе Pz.Kpfw.III именовался как «Тип 3», Т-III или Т-3.

Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны. Последние записи о боевом применении Pz.Kpfw.III в штатном составе подразделений вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии. С середины 1941 по начало 1943 года Pz.Kpfw.III был основой бронетанковых войск вермахта (панцерваффе) и, несмотря на относительную слабость по сравнению с современными ему танками стран антигитлеровской коалиции, внёс значительный вклад в успехи вермахта того периода. Танки этого типа поставлялись армиям стран-союзников Германии по Оси. Захваченные Pz.Kpfw.III с хорошими результатами использовались Красной армией и союзниками. На базе Pz.Kpfw.III в Германии и СССР создавались самоходно-артиллерийские установки (САУ) различного назначения.

Танк Pz.Kpfw.III являлся в целом типичным представителем немецкой школы танкостроения, но с некоторыми существенными особенностями, свойственными другим конструкторским концепциям. Поэтому по своим конструктивным и компоновочным решениям он, с одной стороны, наследовал преимущества и недостатки классической компоновки «немецкого типа», а с другой — не имел некоторых отрицательных её особенностей. В частности, индивидуальная торсионная подвеска с опорными катками малого диаметра была несвойственна предыдущим немецким машинам, хотя позднее она очень хорошо себя зарекомендовала в производстве и эксплуатации. Более поздние «Пантеры» и «Тигры» имели менее надёжную в эксплуатации и ремонте, конструктивно более сложную, ставшую традиционной для немецких танков «шахматную» подвеску.

В целом Pz.Kpfw.III являлся надёжной, легкоуправляемой машиной с высоким уровнем комфортности работы для экипажа, его модернизационный потенциал для 1939—1942 годов был вполне достаточен. С другой стороны, несмотря на надёжность и технологичность, перегруженная ходовая часть и объём подбашенной коробки, недостаточный для размещения более мощной пушки, не позволили машине удержаться в производстве дольше 1943 года, когда все резервы по превращению «лёгко-среднего» танка в полноценный средний были исчерпаны.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии - StuH 42 - Sturmhaubitze 42

StuH 42 - 10,5 cm Stu H 42 (официально полностью нем. 10,5 cm Sturmhaubitze 42[1]) — средняя по массе германская 105-мм самоходная артиллерийская установка класса штурмовых орудий периода Второй мировой войны на базе танка Pz Kpfw III.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии

«Пантера» (нем. Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V «Panther») — немецкий средний танк периода Второй мировой войны. Эта боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941—1942 годах как ответ на появление на фронтах советского танка Т-34.

«Пантера» была вооружена орудием меньшего калибра, чем «Тигр», и по немецкой классификации считалась средним танком. Однако 75-мм пушка «Пантеры» по бронебойному действию превосходила основное вооружение танка «Тигр» — пушку 8,8 cm KwK 36 L/56. В советской танковой классификации «Пантера» считалась тяжёлым танком, именовали её как Т-5 или Т-V. Тяжёлым танком она считалась и у союзников. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с 27 февраля 1944 года, фюрер приказал использовать для обозначения танка только название «Пантера».

Боевым дебютом «Пантеры» стала битва на Курской дуге. Впоследствии танки этого типа активно использовались вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. Танк имел ряд недостатков, был сложен в производстве и эксплуатации. На базе «Пантеры» выпускались противотанковые самоходные артиллерийские установки «Ягдпантера» и ряд специализированных машин для инженерных и артиллерийских частей немецких вооружённых сил.

Курская битва

5 июля 1943 года немецкие части перешли в наступление на широком фронте под Курском. 39-й танковый полк атаковал позиции советских войск в районе села Черкасское и, несмотря на упорное сопротивление частей 67-й и 71-й гвардейских стрелковых дивизий, а также контратаку 245-го отдельного танкового полка, к вечеру занял село. При этом за первый день боёв потери составили 18 «Пантер». 6 июля танки 10-й танковой бригады вместе с частями дивизии «Великая Германия» атаковали в направлении Луханино, но были остановлены частями 3-го механизированного корпуса, потери составили 37 «Пантер». На следующий день наступление продолжилось и, несмотря на отчаянное сопротивление советских войск, части 10-й танковой бригады заняли село Гремучее, весь день отбивая атаки советских танков и пехоты. К исходу дня в строю осталось всего 20 боеспособных танков.

В последующие дни боёв ударная мощь 39-го полка значительно снизилась; на вечер 11 июля боеспособными были 39 танков, 31 машина была потеряна безвозвратно и 131 танк требовал ремонта. 12 июля 39-й полк был выведен из боя для приведения в порядок материальной части. Новая атака 10-й бригады состоялась 14 июля, часть вновь понесла потери и к вечеру имела боеспособными 1 PzKpfw III, 23 PzKpfw IV и 20 «Пантер». Несмотря на хорошую работу ремонтных служб (в день возвращалось в строй до 25 машин), потери 39-го полка были значительные, и к 18 июля 51-й батальон имел в строю 31 танк и 32 требовали ремонта, в 52-м батальоне было 28 боеспособных машин и 40 «Пантер» нуждалось в ремонте. На следующий день 51-й танковый батальон передал оставшиеся танки 52-му и отбыл под Брянск за новыми танками, имея на счету (по немецким данным) 150 подбитых и уничтоженных советских танков, безвозвратно потеряв в боевых действиях 32 «Пантеры». В дальнейшем батальон был включён в состав танкового полка дивизии «Великая Германия».

52-й батальон в течение 19—21 июля был переправлен под Брянск, продолжил воевать уже в составе 52-го армейского корпуса, а потом был включён в состав 19-й танковой дивизии. В последующих боях батальон понёс большие потери и последние «Пантеры» потерял в боях за Харьков.

Первый опыт боевого применения танков «Пантера» выявил как достоинства, так и недостатки танка. В числе достоинств нового танка немецкие танкисты отмечали надёжную защиту лобовой проекции корпуса (на тот момент бывшую неуязвимой для всех танковых и противотанковых советских орудий), мощную пушку, позволявшую поражать все советские танки и САУ в лоб, и хорошие прицельные приспособления. Однако защита остальных проекций танка была уязвима для огня 76-мм и 45-мм танковых и противотанковых орудий на основных дистанциях боя, также было зафиксировано несколько случаев пробития лобовой проекции башни 45-мм подкалиберными и 76-мм калиберными бронебойными снарядами. Ниже приведена таблица повреждений танков «Пантера», осмотренных комиссией НИИИ БТ с 20 по 28 июля 1943 года на участке прорыва советского фронта немецкими войсками вдоль шоссе Белгород — Обоянь.

Танк имел ряд безусловных плюсов — комфортные условия работы экипажа, качественная оптика, высокая скорострельность, большой возимый боезапас и высокая бронепробиваемость пушки KwK 42 не подлежат сомнению. В 1943 году бронепробиваемость снарядов пушки KwK 42 обеспечивала поражение любого воевавшего тогда танка стран антигитлеровской коалиции на дистанциях до 2000 м, а верхняя лобовая бронеплита обеспечивала защиту экипажа «Пантеры» от снарядов противника, в какой-то мере и от 122-мм или 152-мм крупнокалиберных за счёт рикошета (хотя в лобовой проекции танка имелись уязвимые места — маска орудия и нижняя лобовая деталь). Эти бесспорные положительные качества послужили основой для идеализации «Пантеры» в популярной литературе.

С другой стороны, в 1944 году ситуация изменилась — на вооружение армий СССР, США и Великобритании были приняты новые образцы танков, артиллерийских орудий и боеприпасов. Нехватка легирующих элементов для марок броневых сталей вынудила немцев использовать суррогатные заменители, и снарядостойкость лобовой брони «Пантер» поздних выпусков резко упала по сравнению с выпущенными в 1943 году и начале 1944 года машинами[источник не указан 197 дней]. Английские танки и САУ, вооружённые 17-фунтовой пушкой с подкалиберными снарядами с отделяющимся поддоном, без особых проблем поражали «Пантеру» в лобовую проекцию[источник не указан 197 дней]. 90-мм пушки американских танков M26 «Першинг» (которые впервые были применены в бою в феврале 1945 года) и САУ M36 «Джексон» также не имели трудностей в решении этой задачи. Орудия калибров 100, 122 и 152 мм советских танков ИС-2 и САУ СУ-100, ИСУ-122, ИСУ-152 иногда буквально проламывали ставшую повышенно хрупкой броню «Пантеры». Использование тупоголовых снарядов с баллистическим наконечником типов БР-471Б и БР-540Б в значительной мере решило проблему рикошетирования. Советские испытания обстрелом показали, что 85-мм броня верхней лобовой детали «Пантеры» пробивается 122-мм тупоголовым снарядом на расстоянии 2500 м со значительным запасом по увеличении дистанции обстрела, а при попадании его в башню на расстоянии 1400 м последняя при сквозном пробитии срывается с погона и смещается на 50 см от оси вращения. По результатам стрельб на полигоне также было выяснено, что 100-мм остроголовый бронебойный снаряд БР-412 из пушки Д-10С самоходной установки СУ-100 способен пробить лобовую броню PzKpfw V Panther Ausf. G на расстоянии в 1500 м, превосходя расчётные данные и табличную бронепробиваемость.

Утверждения немецкой стороны о превосходстве «Пантеры» над тяжёлыми танками других стран в 1944—1945 годах в известной степени получены выборкой данных, благоприятных для немецкой стороны. Например, вывод о превосходстве «Пантеры» над ИС-2 в лобовом бою совершенно не конкретизирует, какая «Пантера» против какого ИС-2 (последних насчитывалось 6 подмодификаций). Немецкий вывод справедлив для «Пантеры» с лобовой бронёй высокого качества против ИС-2 образца 1943 года с литой «ступенчатой» верхней лобовой деталью и остроголовыми бронебойными боеприпасами БР-471 для его пушки — фактически для условий начала — середины 1944 года. Лоб такого ИС-2 пробивался пушкой KwK 42 с 900—1000 м, тогда как верхняя лобовая деталь «Пантеры» имела значительный шанс отразить остроголовый снаряд БР-471. Однако при этом существует высокая вероятность выхода из строя коробки перемены передач и бортовых редукторов танка. Тем не менее, выпадение из рассмотрения этого случая можно аргументировать тем, что повреждения трансмиссии не приведут к немедленной безвозвратной потере танка. Более серьёзным контраргументом немецкой оценке служит полное игнорирование случая боя «Пантеры» с лобовой бронёй низкого качества против ИС-2 образца 1944 года с катаной спрямлённой лобовой бронёй и тупоголовыми снарядами БР-471Б. Верхняя лобовая деталь ИС-2 этой модели не пробивалась любыми снарядами 75-мм калибра при стрельбе в упор, тогда как аналогичная бронедеталь «Пантеры» пробивалась или раскалывалась на дистанции более 2500 м, причём повреждения в этом и большинстве случаев приводили к безвозвратной потере машины. Поскольку нижняя лобовая деталь и маска пушки сравниваемых танков были одинаково уязвимы для обеих сторон, это ставит «Пантеру» позднего выпуска (при равной выучке экипажей) в явно невыгодное положение против ИС-2 образца 1944 года с катаной лобовой бронёй. В целом этот вывод подтверждается советскими отчётами по статистике безвозвратно выведенных из строя ИС-2 в 1944 году. Они утверждают, что снарядные попадания калибра 75 мм были причиной безвозвратных потерь лишь в 18 % случаев.

В 1944 году в боях против советских войск были отмечены случаи, когда башня «Пантеры» не выдерживала попадания осколочного снаряда. Это было связано с тем, что к тому моменту Германия уже потеряла Никопольское месторождение марганца, а без марганца производство высококачественных сталей (в том числе и брони) невозможно.

Американские источники также утверждают о хорошей стойкости лобовой брони тяжёлых танков M26 «Першинг» и M4A3E2 «Шерман Джамбо» против любых 75-мм орудий противника. В то же время необходимо отметить, что ИС-2 являлся специализированным танком прорыва и в общем случае не был нацелен на решение противотанковых задач, число же M26 и «Шерман Джамбо» было невелико. Основным противником «Пантеры» оставались Т-34 и «Шерман», вооружение которых не обеспечивало надёжного поражения немецкого танка в лоб, а бронирование не обеспечивало надёжной защиты от огня орудия «Пантеры».

Главной слабостью «Пантеры», признаваемой всеми авторами, была её относительно тонкая бортовая броня. Поскольку в наступлении основной задачей танка является борьба с окопавшейся пехотой, артиллерией и фортификациями противника, которые могут быть хорошо замаскированными или образовывать сеть опорных пунктов, важность хорошего бортового бронирования нельзя недооценивать — вероятность в таких условиях подставить борт под огонь противника достаточно высока. В отличие от «Тигра» и САУ «Фердинанд», борта «Пантеры» защищала только 40-мм броня с наклоном. Как следствие, при стрельбе по бортам «Пантеры» успеха иногда добивались даже лёгкие 45-мм противотанковые орудия. 76-мм танковые и противотанковые пушки (не говоря уже о 57-мм ЗИС-2) также уверенно поражали танк при стрельбе в борт. Именно поэтому «Пантера» не вызвала большого шока у советских войск, в отличие от «Тигра» или «Фердинанда», в 1943 году практически непробиваемых штатными противотанковыми средствами даже при стрельбе в борт.[38] В то же время, необходимо отметить, что относительная слабость бортовой брони была характерна для всех массовых средних танков Второй мировой войны: борта PzKpfw IV были защищены лишь 30-мм вертикальной бронёй, борта «Шермана» — 38-мм, борта Т-34 — 45-мм с наклоном. Хорошо забронированные борта имели лишь специализированные тяжёлые танки прорыва, такие как КВ, «Тигр» и ИС-2.

Другим недостатком было слабое действие 75-мм осколочно-фугасных снарядов по небронированным целям (ввиду своей высокой начальной скорости, снаряды имели толстые стенки и уменьшенный заряд взрывчатого вещества).

Лучше всего «Пантеры» проявили себя в активной обороне в виде засад, отстрела наступающих танков противника с больших дистанций, контратак, когда минимизируется влияние слабости бортовой брони. Особенно в этом качестве «Пантеры» преуспели в стеснённых обстоятельствах боя — в городах и горных проходах Италии, в зарослях живых изгородей (бокажах) в Нормандии. Противник был вынужден иметь дело только с солидной лобовой защитой «Пантеры», без возможности фланговой атаки для поражения слабой бортовой брони. С другой стороны, любой танк в обороне гораздо более результативен, чем в наступлении, а потому было бы неправомерно приписывать такую эффективность исключительно достоинствам «Пантеры». Кроме того, поздние проектные проработки по усовершенствованию танков «Пантера» путём замены вооружения на ещё более мощную 75-мм пушку L/100 или 88-мм пушку KwK 43 L/71 свидетельствуют о том, что в конце 1944 — начале 1945 года немецкие специалисты фактически признали недостаточное действие 75-мм KwK 42 по сильнобронированным целям.

Военный историк М. Свирин оценивает «Пантеру» так:

Да, «Пантера» была сильным и опасным противником, и может считаться одним из наиболее удачных немецких танков Второй мировой войны. Но при этом не следует забывать, что этот танк был очень дорогим и сложным в производстве и обслуживании, а при грамотном противодействии горел не хуже других.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии - Самоходная мортира Карл - Адам (нем. Adam)

Самоходная мортира «Карл» (нем. Gerat 040 — изделие 040; после модернизации — нем. Gerat 041) — немецкая тяжёлая самоходная мортира периода Второй мировой войны. Всего было построено семь экземпляров. Использовались при штурме крепостей и сильно укреплённых позиций противника.

История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с заказа фирме «Рейнметалл-Борзиг» мортиры калибра 600 мм, которая могла выпускать снаряды весом до двух тонн на расстояние четыре тысячи метров. Разработка началась в марте 1936 года. В начале 1937 были представлены проекты. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerat 040 (изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные снаряды на расстояние до 3 000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 т. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 т. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5 108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4 000 м. Первые две установки имели 8-ми катковую ходовую часть. Остальные 5 имели уже по одиннадцать катков в подвеске на борт.

Фирма «Рейнметалл-Борзиг» изготовила семь самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя:

I — «Адам» (нем. Adam), позднее переименована в «Бальдур» (нем. Baldur); II — «Ева» (нем. Eva), позднее переименована в «Вотан» (нем. Wotan); III — «Один» (нем. Odin);

IV — «Тор» (нем. Thor); V — «Локи» (нем. Loki); VI — «Циу» (нем. Ziu);

VII — «Фенрир» (нем. Fenrir) — прототип — не участвовал в боях.

Первая установка была представлена Wa Pruef 4 ко 2 июля 1940, хотя окончательно Адам была готова только к 25 февраля 1941. Ева была закончена 27 февраля, Один - 15 марта, Тор - 10 апреля, Локи - 15 мая, Циу - 1 июля. Фенрир собрали в 1942 году. На ней прорабатывалась и испытывалась установка 54-см орудия.

Уникальной особенностью этого орудия является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным броневым корпусом, усиленным рёбрами жёсткости. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л. с., и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры — 7 м?.

Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действие от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определённый угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии - Самоходная мортира Карл - Адам (нем. Adam)

Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол мортиры — моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.

Для стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (в том числе 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (Sprenggranate) массой 1250 кг (в том числе 460 кг взрывчатых веществ).

Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6 700 м. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.

Скорострельность орудия составляла один выстрел в 10 минут.

Боекомплект орудия составлял восемь выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд постоянный) и перевозился на транспортёрах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. Каждый транспортёр имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось три снаряда.

В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Gerat 041». Снаряды этих мортир массой 1580 кг (бетонобойный) и 1250 кг (фугасный) выстреливались на дальность до 10 400 м. В остальном характеристики установки остались без изменений. Такими стволами было перевооружено по крайней мере четыре мортиры (Локи, Тор, Адам и Фенрир).

1-ю батарею 833-го дивизиона («Адам», «Ева» и 60 снарядов) доставили в расположение 17-й армии (группа армий «Юг»), а 2-ю батарею («Тор» и «Один» и 36 снарядов) перевезли в Тересполь и придали группе армий «Центр». Батарея должна была участвовать в штурме Брестской крепости.

В боевых условиях мортиры были впервые применены 22 июня 1941 года — «Один» и «Тор» в составе батареи 833-го дивизиона неоднократно обстреливали Брестскую крепость. При этом в первый день применения после нескольких выстрелов в обеих установках произошло заклинивание снарядов и потребовалось время на устранение этой неполадки.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии - Самоходная мортира Карл - Адам (нем. Adam)

6 августа 1941 года 833-й дивизион перевооружен на 8 буксируемых 210-мм мортир и отправлен на Восточный фронт. Мортиры «Карл» использовались при осаде Севастополя, совместно со сверхтяжёлым железнодорожным артиллерийским орудием «Дора».

Одну мортиру (скорее всего «Адам») после ремонта отправили в Тересполь для показа Бенито Муссолини, находившемуся в то время на Восточном фронте.

В рамках подготовки к атаке на Севастополь, запланированной на начало лета, 18 февраля 1942 года 833-му тяжелоартиллерийскому батальону было приказано сформировать батарею Карлов с 2 орудиями «Тор» и «Один». Чтобы свести к минимуму советский огонь, прежде чем они смогут перейти в боевое положение, для каждой гаубицы вырыты замаскированные окопы длиной 15 метров, шириной 10 метров и глубиной 3 метра. 20 мая 1942 года 11-я армия сообщила, что на фронте оба орудия и 73 тяжелых и 50 легких бетонобойных снарядов. 54-й армейский корпус доложил, что 19 тяжелых снарядов выпущены 2 - 6 июня, 54 - 7 июня и все 50 легких снарядов 8 - 13 июня. До конца месяца доставлены еще 29 тяжелых и 50 легких снарядов. Все 50 легких снарядов выпущены 30 июня и 25 тяжелых - на следующий день. 197-ю из этих снарядов обстреляны 2 305-миллиметровых двухствольных бронированных башни 30-й батареи береговой обороны, хотя поразили только 1 башню и выбили электричество во 2-й, которая была отремонтирована. 19 июля 1942 года батарее Карлов приказано отправить орудия для ремонта в Хиллерслебен.

В августе 1944 года установка «Циу» обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания.

В 1945 году мортиры под именами «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Кроме того, в руки американцев попала и опытная установка «Фенрир». Установка «Циу» стала трофеем Красной армии, захватившей её 20 апреля 1945 года в районе городка Йютербог. Остальные три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами.

На 2012 год доподлинно известно о сохранности одной установки типа «Карл». Считалось, что это установка № VI «Ziu», захваченная частями РККА. Однако во время реставрации под слоем краски с названием «Ziu» нашли надпись «Adam», и после реставрации оставили на корпусе именно это имя, что породило вопрос какую именно установку захватила Красная армия — «Адам», или «Циу».


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии - Panzerkampfwagen VIII Maus (Maus — Мышь, Sd.Kfz 205, иное название — Porsche Typ 205 или Pzkpfw.VIII Maus) — сверхтяжёлый танк

Panzerkampfwagen VIII «Maus» (Maus — «Мышь», Sd.Kfz 205, иное название — Porsche Typ 205 или Pzkpfw.VIII Maus) — сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Планировалось изготовление 150 машин. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса — 188,9 тонн). Было построено всего два экземпляра машины. В боевых действиях участия не принимали. На данный момент в мире сохранился только один танк «Маус», собранный из частей обоих экземпляров, в Бронетанковом музее в Кубинке.

В декабре 1943г. фирма «Алькетт» осуществила сборку первого опытного образца V205/1 танка «Maus». На нем вместо боевой башни с вооружением была установлена башня-балласт. Второй опытный образец V205/2 получил башню, вооруженную пушками 12,8cm KwK44 L/55 и 7,5cm KwK40 L/36,5. После окончания заводских испытаний оба образца перевезли в Куммерсдорф для всесторонних испытаний, которые продолжались до конца 1944 года. На Куммерсдорфском полигоне V205/1 с июня 1944 прошел ходовые испытания; V205/2 с сентября 1944г. – ходовые и артиллерийские. Оба танка показали хорошую маневренность и управляемость. В бою эти танки испытаны не были. В конце 1944 года работы по их доработке были прекращены. К этому моменту на разных стадиях готовности имелись заделы еще для 9 танков.

Основной особенностью танка «Maus» являлось вооружение, состоящее из двух пушек, и мощное круговое бронирование. Броня, в лобовой части достигающая 200 мм, не имела равных среди танков Второй мировой войны. Сверхтяжелый танк отличала компоновочная схема с кормовым расположением электро-механической трансмиссии. Моторное отделение находилось в передней части корпуса. Двигатель мощностью 1750л.с. обеспечивал движение со скоростью 20км/ч. Для преодоления водных преград для Pz.Kpfw.«Maus» была создана система подводного вождения. Максимальная глубина при проходе под водой - 10 метров. Из 6 человек экипажа двое являлись заряжающими.

В апреле 1945 года, в связи с приближением Советских войск и невозможности эвакуации сверхтяжелых танков, было принято решение об уничтожении «Маусов». Оба танка были взорваны немецкими специалистами. Особо сильным разрушениям подвергся «Maus» V205/2.

После Великой Отечественной войны по Указанию Командующего бронетанковыми и механизированными войсками КА из двух взорванных сверхтяжелых танков «Maus» V205/1 и «Maus» V205/2 на Куммерсдорфском полигоне в Германии был собран один, который был отправлен в Советский Союз для подробного изучения и анализа конструкции.

4 мая 1946 года «Maus» прибыл на НИИБТ Полигон ГБТУ КА в Кубинку.

Сегодня он находится в павильоне №6 нашего музея.

В своей книге «Воспоминания солдата» Гейнц Гудериан писал:

Через день я выехал на поезде в Лётцен, где временно расположился мой штаб. Там я осмотрел местные казармы. 13 мая я имел беседу со Шпеером, а во второй половине дня был на докладе у Гитлера. 1 мая Гитлеру показали деревянную модель «мышонка» — танка профессора Порше и фирмы Круппа, на котором намеревались установить 150-мм пушку. Общий вес танка должен был достигнуть 175 тонн. Нужно было рассчитывать на то, что он в действительности после конструктивных изменений по указаниям Гитлера будет весить 200 т. Модель не имела ни одного пулемёта для ведения ближнего боя. Уже по этой причине я должен был отклонить её. Конструкция имела тот же самый недостаток, который делал «Фердинанда» Порше непригодным для ведения ближнего боя. А ведь танку в конце концов неизбежно приходится вести ближний бой, ибо он действует во взаимодействии с пехотой. Начались бурные споры, так как все присутствующие, кроме меня, находили «мышонка» великолепным. Он обещал быть именно «гигантским»…


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии - Panzerkampfwagen VIII Maus (Maus — Мышь, Sd.Kfz 205, иное название — Porsche Typ 205 или Pzkpfw.VIII Maus) — сверхтяжёлый танк

23 декабря 1943 года Pz.Kpfw Maus отправился в первый испытательный пробег по территории завода Alkett. Стоит отметить, что пробег этот являлся нелегальным, так как разрешение на него получено не было. Первый пробег оказался и испытанием на проходимость, так как территория завода была завалена обломками из-за бомбардировки за месяц до этого. Первые же метры показали, что опасения насчет поворотливости были напрасны. Танк легко обогнул узкий проход между кучами мусора. По итогам испытаний отмечалась легкость управления танком. Дальнейшие работы по выпуску десяти серийных танков были прекращены по указанию самого Гитлера, так как у Германии не хватало производственных мощностей для выпуска других, более важных видов оружия.

Цех для «мышонка» в Neuen Verskraft, на полигоне в Куммерсдорфе, 2013

Полноразмерный деревянный макет танка был представлен Гитлеру 14 мая 1943 года, а первый прототип «Мауса» поступил на ходовые испытания в декабре 1943 года. После их довольно удовлетворительных результатов танк был оборудован настоящей башней для артиллерийских стрельб и полным комплектом внутреннего оборудования. Второй недостроенный прототип был оборудован дизельным двигателем «Даймлер-Бенц» МВ 517, как оказалось, капризным и ненадёжным в эксплуатации.

Масса 180 тонн исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять танки попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, «Маус» получал по кабелю управление и электропитание для движения от другого «Мауса» на берегу.

В бою эти танки испытаны не были. В апреле 1945 года, при приближении частей Красной Армии к полигону, немцами было принято решение уничтожить прототипы ввиду невозможности их эвакуации. Оба танка были взорваны, но значительным разрушениям подвергся только один. В дальнейшем из обоих повреждённых танков по указанию командующего бронетанковых и механизированных войск был собран один; 4 мая 1946 года он был доставлен на полигон в Кубинке. После испытаний силовая установка, как и всё внутреннее оборудование, было демонтировано. В настоящее время танк находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.


Москва златоглавая - Часть 11. Кубинка – царство танков. Зарубежные танки - бронетанковая техника нацистской Германии  - Panzerkampfwagen VIII Maus (Maus — Мышь, Sd.Kfz 205, иное название — Porsche Typ 205 или Pzkpfw.VIII Maus) — сверхтяжёлый танк

Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и 2х-пушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор.

Видео – внутри Мауса

Символично, что орудия Мауса забито – главное, чтобы не было войны (мировой, локальные, к сожалению, идут и сейчас) и танки снова не начали стрелять!

Шагаем дальше по Москве...=>>>

<<<=на Морские и заморские записки

Copyright © 2000-2019
Сергей Семёркин