Москва златоглавая
Лирическое отступление. Впервые про танк «мышонок» я услышал на даче, мы там с мальчишками сидели раскрыв рты, а восьмиклассник Рома Жуков (не певец, а тёзка, о певце мы тогда не знали) нам рассказывал про самый большой в мире танк. У него была вот така-а-я толстая броня (Рома разводит руки, показывая, насколько толстая была у танка броня), а был он во тако-о-ой огромный (Рома отмеряет шагами размеры «мышонка»)… но ездил он тихо-тихо (показывает, как небыстро передвигался мышонок) и наши всё равно победили! Короче, это была фантастика! Мы представляли танк, который был больше тех канареечных дачных домиков, в которых мы жили в Зелёном бору под Казанью. И на подкорку мне записалось – надо бы его увидеть…
Много лет спустя мои друзья играли в незабвенные «Танки» (World of Tanks), а я тогда отошёл от компьютерных игр и только смотрел (попивая различные напитки), и когда на поле выезжал Maus…. Ну это как в воздухе Покрышки, аларм, аларм!:) И новая зарубка на подкорке – надо бы увидеть «мышонка»…
И увидел, будучи в Москве. Специально выделил день на Кубинку. Музей мне очень понравился, но у него есть два серьёзных недостатка. Первый – транспортная доступность, нужно сначала ехать на электричке, а потом на автобусе, а обратно и вовсе на такси, потому что шоссе не перейдёшь, чтобы сесть на автобус обратно. Плюс, часть экспозиции переместили в парк Патриот и Королевские тигры и прочие Фердинанды там… то есть теперь кубинская экспозиция разбита на две локации (в Патриот надо выделить тоже один день или уж от Кубинки до него ехать… в общем, тяжко) Но Маус – оставили в Кубинке и вряд ли его куда-нибудь перевезут, ибо весит от почти 200 тонн и ангар построили вокруг этого громадного стального броненосца! (даже если это неправда, но всё равно звучит внушительно, под стать стальной громадине:) Если вас интересует только Maus – то перемотайте до конца, ибо мышонок появится в самый последний момент, как и положено для пущего драматизму.
Бюджет поездки: электричка от Белорусского вокзала до станции Кубинка 1 и обратно - 322 рублей, автобус – 50 рублей (бесплатные автобусы ходят только в выходные и в праздники, а я специально поехал в будний день, чтобы людей в музее было поменьше), обратно на такси – около 100 рублей.
Часть 10. Кубинка – царство танков. Наши танки.
Бронетанковый музей в городе Кубинка — один из крупнейших в мире музеев, экспонирующих бронетехнику различных видов и исторических периодов.
Экспозиция музея включает крупнейшую коллекцию танков, САУ, бронеавтомобилей различных стран мира, включая серийные машины и уникальные прототипы, например сверхтяжёлый танк «Маус» (нем. «Maus»), 600-мм самоходная мортира «Карл» и «Объект 279».
Советское бронетанковое вооружение и военная техника сосредоточены в четырёх павильонах:
тяжёлые танки и САУ - павильон №1;
средние танки и САУ - павильон №2;
лёгкие танки, гусеничные БТР, плавающие танки и КШМ на их базе, бронетанковая техника и вооружения воздушно-десантных войск - павильон №3;
бронеавтомобили, бронетранспортёры и боевые машины пехоты - павильон №4.
В павильоне №5 представлена техника США, Великобритании и Канады.
В павильоне № 6 представлена бронетанковая техника нацистской Германии.
Также представлена бронетанковая техника Франции, Италии, Чехословакии, Венгрии, Польши, Швеции, Японии и Китая. (Не знаю, во время моего посещения этот ангар был закрыт).
T-34 (разговорное «тридцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года. В течение 1942—1947 годов — основной танк РККА и ВС СССР. Являлся основным танком РККА до первой половины 1944 года, до поступления в войска его модификации Т-34-85.
Самый массовый танк Великой Отечественной войны.
Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина. Успешность проекта была предопределена применением новейшего высокоэкономичного дизель-мотора В-2, благодаря которому средний толстобронированный Т-34 унаследовал от лёгкого тонкобронированного БТ необычайно высокую удельную мощность (отношение мощности двигателя к боевой массе), обеспечившую в течение всей Великой Отечественной войны абсолютное превосходство танка Т-34 в проходимости, манёвренности, подвижности. Впервые в практике мирового танкостроения на среднем танке Т-34 была установлена длинноствольная (30,5 калибра) 76-мм пушка Л-11 (образца 1939 года), значительно превосходящая по начальной скорости бронебойного снаряда (635 м/сек) все существующие в те годы зарубежные танковые артиллерийские системы. А с марта 1941 года на Т-34 стали устанавливать 76,2-мм пушку Ф-34 (образца 1941 года) с длиной ствола 41,5 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 662 м/сек, который пробивал 60-мм броню с дистанции 1000 м: Т-34-76 — уточняющее обозначение этой модели. Очень важным оказался высокий модернизационный потенциал конструкции, это позволило эффективно повышать боевые качества танка одновременно с наращиванием его промышленного производства в течение всей войны. С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.
Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Немецкие войска не ожидали такой мощной техники у СССР. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, защитными, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.
Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.
Т-34 имеет классическую компоновку. Экипаж танка состоит из четырёх человек — механика-водителя и стрелка-радиста, располагающихся в отделении управления и заряжающего с командиром, выполняющим также функции наводчика, которые находились в двухместной башне.
В оценках танка Т-34 сходятся многие конструкторы, и те, кто на нём воевал, и те, кто на себе ощутил его возможности.
«Технологический законодатель танкостроения Второй мировой войны»
— Стивен Залога, Андрей Аксёнов, Александр Кощавцев, 1971
«У нас не было ничего сравнимого уровня»
— Генерал-майор Фридрих фон Меллентин
«Лучший танк мира»
— Фельдмаршал фон Клейст
«Эффект, который произвел этот танк, оказал сильнейшее влияние на дальнейшее развитие танкостроения по всему миру»
— Джон Милсом, 1971
Кто в 1939 году мог подумать, что лучший танк Второй мировой будет производиться в СССР? Т-34 был лучшим танком не потому, что он был самым мощным или тяжелым, немецкие танки в этом смысле их опережали. Но он был очень эффективным для той войны и позволял решать тактические задачи. Маневренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «Тиграм». Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике.
— Норман Дейвис, профессор Оксфордского университета и автор книги «Европа в войне. 1939–1945. Без простой победы»
Среди танков противника находились и совершенно неизвестные для немцев, превосходные по своей манёвренности и боевой мощи танки Т-34, против которых в тот момент были бессильны все противотанковые средства.
— Вернер Хаупт, немецкий историк, в прошлом офицер вермахта
По мнению немецкого генерал-майора Б. Мюллер-Гиллебранда, появление танка Т-34 ознаменовало зарождение так называемой танкобоязни у немецких войск на Восточном фронте.
На вооружение Красной армии к началу кампании поступил новый танк Т-34, которому немецкие сухопутные силы не смогли противопоставить ни равноценного танка, ни соответствующего оборонительного средства. Появление танка Т-34 было неприятной неожиданностью, поскольку он благодаря своей скорости, высокой проходимости, усиленной бронезащите, вооружению и главным образом наличию удлинённой 76-мм пушки, обладающей повышенной меткостью стрельбы и пробивной способностью снарядов на большой, до сих пор не достигаемой дистанции, представлял собой совершенно новый тип танкового оружия. Появление танков Т-34 в корне изменило тактику действий танковых войск. Если до сих пор к конструкции танка и его вооружению предъявлялись определённые требования, в частности подавлять пехоту и поддерживающие пехоту средства, то теперь в качестве главной задачи выдвигалось требование на максимально дальней дистанции поражать вражеские танки, с тем чтобы создавать предпосылки для последующего успеха в бою. В это же время появились новые конструкции танков, на базе которых позже были введены танки типов V («Пантера») и VI («Тигр»).
— Б. Мюллер-Гиллебранд, немецкий военный историк, генерал-майор[98]
«Т-34» с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны…В то время 37-мм пушка все ещё была нашим сильнейшим противотанковым оружием. Если повезёт, мы могли попасть в погон башни «Т-34» и заклинить его. Если ещё больше повезет, танк после этого не сможет эффективно действовать в бою. Конечно, не очень-то обнадеживающая ситуация!
Единственный выход оставляло 88-мм зенитное орудие. С его помощью можно было эффективно действовать даже против этого нового русского танка.
— Отто Кариус, немецкий танковый ас
Один из создателей Т-34, преемник М. И. Кошкина на посту главного конструктора А. А. Морозов в своих воспоминаниях отмечал:
В чём же сила танка Т-34? Как убедительно показала практика боевого применения, эта машина наиболее удачно сочетала в себе основные параметры, определяющие достоинства танка: огонь, бронирование и манёвренность… Конечно, были и у противника, и у союзных армий танки с достаточно толстой бронёй, либо с хорошей пушкой, либо обладавшие высокой манёвренностью. Однако танк лишь только тогда хорош, когда в нём соединяются эти качества. Удачно же сочетать в одной машине мощное вооружение и бронирование с хорошей манёвренностью до нас никому не удавалось… Правильно определённые толщина брони и форма корпуса, простая и плотная компоновка механизмов, дальнобойная и хорошо приспособленная для танка пушка, мощный дизель-мотор, заменивший привычный для танков бензиновый двигатель, — явились той основой, которая и определила столь необходимые танку высокие боевые качества.
Опытный ракетный танк «Объект 775»
В отличие от других ракетных танков («Объект 287», ИТ-1), «Объект 775» имел полноценную башню из литой стали, которая была оснащена 125-мм нарезной пусковой ракетной установкой, которая могла стрелять как управляемыми, так и неуправляемыми ракетами.
Основным оружием танка являлось 125-мм орудие-пусковая установка Д-126, из которого можно было вести стрельбу управляемыми ракетами ПТРК «Рубин» и неуправляемыми активно-реактивными снарядами «Бур» с осколочно-фугасной боевой частью. Орудие-пусковая установка Д-126, разработанное ОКБ-9 УЗТМ, представляло собой безоткатную систему с нарезным стволом
Управляемая ракета «Рубин» калибром 125 мм и длиной 1505 мм имела кумулятивную боевую часть, которая пробивала вертикально расположенную стальную броню толщиной 500 мм. Ракета наводилась на цель с помощью полуавтоматической системы по радиокомандам. Скорострельность ПТРК «Рубин» составляла 4-5 выстр./мин, максимальная дальность стрельбы - 4000 м, а максимальная скорость полета ракеты -550 м/с. Дальность стрельбы снарядом «Бур» составляла 9000 м, дальность прямого выстрела - 750 м, скорострельность -8-10 выстр./мин.
Пусковая ракетная установка «Д-126» имела 32 нареза на внутренней части ствола и была создана в ОКБ-9 специально для «Объекта 775». Она имела полуавтоматический механизм заряжания и дистанционно управлялась командиром-оператором. Д-126 была стабилизирована в двух плоскостях стабилизатором 2Э16.
Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира-оператора вооружения. Они размещались в башне танка в изолированной кабине из полиэтилена. Место механика-водителя было оборудовано сложной специальной системой, позволявшей ему при вращении башни постоянно смотреть вперед. Данная система представляла собой вращающуюся башенку, которая была помещена внутрь основной башни и когда танковая башня вращалась в одну сторону, то башенка механика-водителя вращалась в противоположную. В башенке, которая находилась в правой части башни и крепилась на шариковой опоре, находилось сиденье механика-водителя, приборы обзора и управления. Таким образом, механик-водитель и его смотровой прибор постоянно оставались направленными вперёд движения базы танка, вдоль продольной оси корпуса, чем обеспечивалось непрерывное наблюдение за дорогой. Благодаря такому размещению экипажа в танковой башне, а не в корпусе под башней, общую высоту танка удалось снизить до 1740 мм.
На испытаниях «Объекта 775» выявились его хорошие подвижность и проходимость, незаметность и меньшая степень уязвимости благодаря низкому силуэту и изменяемому клиренсу. Это дало толчок к разработке новой ветви бронетехники — «истребителей танков», отличающихся небольшой высотой и габаритами, но достаточно мощным вооружением.
Сам же ракетный танк «Объект 775» не был принят на вооружение из-за сложности устройства и низкой надежности системы наведения управляемых ракет, а также из-за плохой видимости экипажем поля боя.
ТО-55 или Танк огнемётный 55 модель — советский огнемётный танк.
ТО-55 производился с 1958 года по 1973 год. Выпущено 830 ТО-55[1]. В 1993 году снят с вооружения.
Максимальная дальность огнеметания составляла 200 метров. Ёмкость огнемётного выстрела была увеличена до 35 литров, а процесс огнеметания был полностью автоматизирован. Бак для огнесмеси ёмкостью 460 литров был размещен в носовой части корпуса вместо топливных баков-стеллажей.
Танк являлся дальнейшим развитием ОТ-54 и отличался от него новой базой и огнемётным вооружением. Автоматический огнемёт АТО-200, установленный в башне вместо спаренного пулемёта, был стабилизирован вместе с пушкой в двух плоскостях наведения. По сравнению с танком ОТ-54 прицельное огнеметание было возможно с места и с ходу со скорострельностью до 8 выстрелов в минуту.
Для подвода огнесмеси в башню в средней части корпуса на днище имелось вращающееся жидкостное устройство. Боекомплект танка составлял 25 выстрелов к пушке, 12 огневых выстрелов к огнемёту и 750 патронов к курсовому пулемёту. Остальные боевые и технические характеристики были такими же, как у танка Т-55.
Видео – я обхожу павильон с нашими тяжёлыми танками и САУ
Самоходная установка СУ-14-2
Разработана в 1937 году на базе шасси танка Т-28 с использованием отдельных агрегатов танка Т-35, в 1940 году оснащена дополнительным броневым экранированием. Изначально предназначалась для разрушения долговременных укреплений противника. Вооружение: 152-мм пушка БР-2, четыре пулемёта ДТ. Экипаж — 7 человек. СУ-14-2 принимала участие в боевых действиях при обороне Москвы, где использовались для стрельбы с закрытых позиций возле станции Кубинка по наступающим войскам немцев. Основным отличием СУ-14-2 от СУ-14-1 было наличие 152-мм орудия БР-2 в бронированной рубке.
СУ-100-Y (читается как СУ-сто-игрек) — экспериментальная советская тяжёлая самоходная артиллерийская установка, построенная на базе опытного тяжёлого танка Т-100. Была выпущена в 1940 году в единственном экземпляре. Эпизодически применялась в ходе битвы за Москву зимой 1941—1942 годов.
Самоходная артиллерийская установка СУ-100-Y имела, образно говоря, «морские» корни. Её «сердцем» являлся двигатель ГАМ-34 мощностью 890 л.с., ранее устанавливавшийся на торпедных катерах-глиссерах. Основное вооружение машины составляла морская 130-мм пушка Б-13-IIс, которая, благодаря превосходной баллистике, использовалась для оснащения крейсеров и береговых батарей. Особенностью орудия был ствол длиной 55 калибров, обеспечивающий снаряду начальную скорость свыше 800 м/с, поэтому даже при угле подъёма около 30° удавалось достигнуть дальности стрельбы около 20 км. Пушка также имела высокую скорострельность — 10-12 выстрелов в минуту. Также снаряд Б-13IIc имел 2,5 кг взрывчатки. Для сравнения, у 122-мм Д-25Т снаряд имеет 1,6 кг взрывчатого вещества.
Шасси артиллерийской установки было полностью заимствовано у танка Т-100. Просторная, полностью закрытая боевая рубка высотой в человеческий рост сваривалась из бронелистов толщиной 60 мм, представлявших эффективную защиту даже от огня полевой артиллерии противника. Боекомплект самоходки включал 30 выстрелов раздельного заряжания, что повлияло на численность экипажа, в состав которого входили два заряжающих. В качестве оборонительного вооружения предусматривались 3 пулемета ДТ калибра 7,62 мм. Мощный двигатель позволял тяжелой машине передвигаться по шоссе со скоростью 32 км/ч, однако на пересеченной местности эта скорость уменьшалась вдвое.
Объект 279 — советский тяжёлый танк, разработанный в 1957 году в Ленинграде конструкторским бюро во главе с Ж. Я. Котиным. Ведущим конструктором проекта являлся Л. С. Троянов. Танк предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности.
Танк был спроектирован по классической схеме общей компоновки. Оригинальные конструктивные решения позволили получить наименьший заброневой объём (11,47 м?) среди всех тяжелых танков. Его корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида.
Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней 14,5-мм пулемета КПВТ.В танке устанавливался 16-цилиндровый Н-образный четырёхтактный дизельный двигатель ДГ-1000 (950 л. с.) Экипаж состоял из четырёх человек. В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка ещё двух танков не была завершена.
Ходовая часть была смонтирована на двух продольных пустотелых балках, которые выполняли роль топливных баков. Конструкция гусеничного движителя обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Она исключала посадку танка на днище при преодолении вертикальных препятствий (надолбы, пни, ежи). Среднее давление на грунт составляло всего 0,6 кгс/см?, то есть приближалось к аналогичному параметру легкого танка. Это был уникальный образец тяжелого танка повышенной проходимости.
Благодаря оригинальным техническим решениям ходовая часть этого 60-тонного танка была даже на 0,5 т легче, чем у танка Т-10М. Однако конструкция ходовой части была сложной в эксплуатации и ремонте в полевых условиях, ограничивала возможность уменьшения высоты танка при дальнейшей модернизации и имела большие потери мощности в гусеничном движителе, особенно при движении в распутицу. Ещё одним серьёзным недостатком четырёхгусеничной ходовой части являлось сопротивление повороту, в 12 раз превосходящее величину для аналогичного танка, выполненного по классической схеме.
Единственный экземпляр уникального танка Объект 279 сегодня экспонируется в Бронетанковом музее в Кубинке. В архиве Минобороны РФ остались уникальные киносъёмки ходовых испытаний данного танка.
ИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Индекс 2 соответствует второй серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских и союзных серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. После завершения войны ИС-2 были модернизированы и находились на вооружении Советской и Российской армий до 1995 года. Также танки ИС-2 поставлялись в ряд стран и участвовали в некоторых послевоенных вооружённых конфликтах.
|
Copyright © 2000-2019
Сергей Семёркин