Зритель в зале всегда один

Ученик (в сомнениях): - Мастер, для кого мне играть? Зал всегда в темноте, я не вижу глаз зрителей, мне мешает свет рампы. На сцене я потею, разрываю связки, из кожи вон лезу, чтобы соответствовать, но чьим запросам? Кто эти люди, для которых я проживаю чужие жизни? Ориентироваться ли мне на элиту или на чернь, на прогрессивно настроенных или на консервативные слои, на жен или на любовниц, на пастырей или на растлителей, на эстетов или на быдло, на умников или на идиотов, на блондинок или на брюнеток, на богатых или на бедных, на космополитов или на сторонников отделения, короче говоря, на первых или на последних, ведь их всегда больше?

Мастер (идя по краю света и тени): - Зритель в зале всегда один - это ты сам. Ты можешь притворяться и обмануть всех, ты можешь подстроиться под большинство или меньшинство, ты можешь угождать популярному строю, победившей партии, наиболее богатой финансовой группе, власть предержащим, одной единственной красавице или легиону псевдоединственных, и тогда ты добудешь и деньги, и женщин, и славу. И уж конечно, тебе будут рукоплескать поклонники, тебе воздадут почести, тебе воскурят фимиам, повесят на грудь награду золоченую, пополнят бюджет премией, порадуют льготами, бонусами и преференциями. Но только один зритель в зале тебя больше никогда не увидит (уходит в тень). А вот если ты будешь голодать, но играть, если ты будешь замерзать, но играть, если ты будешь умирать, но играть, если ты будешь играть, не взирая на любовь к женщине и на ненависть мужчин, если тебе будут выбивать зубы, а ты, шамкая окровавленным ртом, будешь продолжать читать свой монолог… если ты будешь любить и ненавидеть, возносится к небесам и падать в пропасть, страдать и получать удовольствие, умирать от пули и давать жизнь другим - короче, если ты будешь жить на сцене, то тогда не факт, что к тебе на похороны придут первые лица государства, не факт, что у тебя будет достойная пенсия, не факт, что ты вообще доживешь до пенсии, не факт, что обретешь счастье у семейного очага и что хотя бы угли от него у тебя в принципе будут, но знай, что, по крайней мере, один зритель в зале тебя увидит, что он не будет льстить, или заискивать, что он не заплатит за вход, что он не будет носить тебя на руках... но он будет следить за тобой, затаив дыхание, он будет слушать, как бьется твое сердце, он будет чувствовать кожей, как напряжены твои нервы, и он будет хлопать тебе от души, ведь душа у вас одна (выходит из тени на свет). И он никогда, слышишь, никогда не предаст тебя, пока ты… (уходит в тень)

Ученик: - Нет, Мастер, я понял, я не предам!

(бросается к учителю, тот выходит на свет, и они обнимаются: один седой, другой чернявый, один морщинистый, другой гладколицый, один с прошлым, другой с будущим, один и один - одно).

<<<на Эссе

Copyright © 2000-2008
Сергей Семёркин