Про карандаши и ручки


Разбору подвергнется творческий процесс. Итак, один или несколько индивидуумов хотят сделать что-то. Для большей конкретики допустим, что они хотят снять фильм, так как сам процесс, в общем, мало будет отличаться от написания книги или создания картины. Случай, когда творец один (художник или писатель) будет являться частным по отношению к разобранному на примере кино коллективному.
У каждого принимающего участие в проекте есть своей замысел по поводу того, как Это должно выглядеть. В результате наложения замыслов получается не Что-то, что хотел видеть каждый из участников, а Нечто. Причем некоторые вовсе и не хотели делать Нечто, они хотели участвовать в Чем-то другом, но у них не получилось и пришлось делать Нечто. Один участвует, совершенно не интересуясь будущим детищем, а просто хочет срубить бабок, у второго проблемы с женой и он рад пропадать на работе. Кого-то затащили в проект силой, только потому, что их имидж идеально ложился в концепцию Нечта. Истинных творцов знающих общий замысел мало, большинство слабо представляют какое Нечто они делаю.
Но, даже если все сложилось удачно и проект не заглох, Нечто не получается, получается… например ручка (тут самое время подключить абстрактное мышление). Если создатель Нечта честен, он признается себе, что у него получилась ручка, хотя публике и журналистам он будет убедительно втирать, что так и было задумано. Кроме этого особенно продвинутые творцы будут настаивать, что это не просто ручка, а Ручка несущая определенные идеи, которые может быть и были в том, что должно было стать Нечто, но их точно нет в ручке. Сразу же на ручку слетается рой критиков, эти ребята думают, что если они разберут ручку на части и исследуют отдельно колпачок, стержень, корпус и пасту, то они поймут замысел ручки. На самом деле они лишь поймут, что такое колпачок, стержень, корпус и паста, но не будем особенно уделять внимания критикам, ибо тот, кто разбирает критиков сам становится… а у меня другая цель.
Наконец ручку заворачивают в упаковку и представляют на премьере зрителям (или народу, или просто потребителям). На ручку предварительно наносятся поясняющие надписи, которые доходчиво доносят, что это не просто ручка, а ручка сделанная Тем-то и Тем-то при участии Таково-то. Особенно важна цифра, гласящая, сколько условных единиц стоило создания этой ручки. Как будто ручка за 10 единиц лучше точно такой же за 20.
Но, потребитель или народ ручку не получает, то есть творцы то заворачивают в упаковку ручку, а вот разворачивает простой человек совсем не ручку, а карандаш. Но и карандаш видят немногие, большинство видит карандаш украшенный надписями, одна из самых важных это, безусловно, сколько единиц денег ушло на создание карандаша украшенного надписями. Кто-то ищет глазами фамилию режиссера и, прочтя по буквам инициалы своего любимца, успокаивается, кто-то наоборот, увидев фамилию нелюбимого сценариста слегка разочаровывается. На некоторых карандашах имеется надпись, указывающая на то, что это не просто карандаш, а карандаш посвященный Такому-то (особенно часто этим грешат мои коллеги писатели, и я в том числе).
Теперь если какому-нибудь энергичному журналисту взбредет в голову узнать мнение всех участвующих в создании и потреблении Нечто сторон, он получит серию совсем разных ответов, как то: я видел карандаш, а я упаковывал ручку с надписями, а я задумывал нечто такое…
Рекомендую иногда закрывать надписи на карандаше, тогда можно даже разглядеть ручку (с произведениями живописи и скульптуры это просто - не смотришь на постамент или на надпись под картиной и все; с книгами посложнее надо просить друга или подругу дать на время почитать что-нибудь оставившее у него или у нее приятное впечатление и не смотреть на обложку). Особенно полезно такое неглядение на надпись на карандаше, для жюри на кинофестивалях, им обязательно надо смотреть фильмы без титров, хотя, может быть, они так и делают.
В заключении скажу, что ничего плохого в осознании того, что мы видим карандаш, на месте, где кто-то другой видит ручку, а творец вообще задумывал Нечто, нет. Спасибо за внимание, я удаляюсь, чтобы начать делать Нечто, надеюсь, что хотя бы карандаш от него до вас дойдет.

<<<на Эссе

Copyright © 2000 Сергей Семёркин